Земля прокормит
logo

Экономика

Земля прокормит

Подготовил Андрей ШЕНИН по материалам прямого эфира ИА «АмурМедиа»

Вопросы наличия качественных товаров на полках магазинов и цены на продовольствие волнуют и покупателей, и производителей. Как упростить путь от фермерского хозяйства до прилавка? Какие меры необходимы для поддержки отрасли? Что должно быть в приоритете у сельхозпроизводителей? Ответы могут дать только те специалисты, которые ежедневно сами ищут и находят правильные решения.

Они уверены, что продовольственная безопасность — один из важнейших вопросов для любого государства. По информации крупного ретейлера, год назад пришедшего в регион, самообеспеченность нашего края овощами борщевой группы недостаточная, также ощущается нехватка по мясу и молочной продукции.

Перспектива есть

— Я считаю, что при правильном подходе и современных способах ведения хозяйства в северных районах можно и нужно заниматься животноводством, — высказал свое мнение дальневосточный фермер Михаил Утробин. — Да и растениеводство должно развиваться. В сельском хозяйстве порог входа измеряется в сотнях миллионов рублей — в этом случае можно сделать устойчивое прибыльное предприятие.

— Как вид бизнеса сельское хозяйство достаточно рискованно, — считает предприниматель, экс-руководитель фермерского хозяйства Дмитрий Янцевич. — Тем не менее есть место начинающим предпринимателям, отлично могут выживать и кооперации. Для развития отрасли на Дальнем Востоке необходимо изучить опыт прошлого и внедрять новые технологии. Мой сельскохозяйственный бизнес кормит семью и является достаточно прибыльным. Всем хозяйствам с поголовьем скота до ста голов сложно выходить на крупный рынок в одиночку, а с малыми оборотами смысла пробиваться туда и вовсе нет.

О необходимости объединять усилия, создавать ассоциации и общественные организации и профильные союзы речь идет уже давно. Однако первые шаги были сделаны лишь несколько лет назад.

— Главная задача общественной организации — помогать предпринимателям, находить решение задач, которых перед сельхозтоваропроизводителями стоит множество, — говорит сопредседатель Хабаровского регионального отделения малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Олег Герасимов. — Сказывается рост цен на технику: российское оборудование дорожает, а импортное — недоступно. Сегодня покупка новых тракторов, линий переработки, техники становится колоссальной проблемой. Кроме того в цене растет их ремонт, да и семена дорожают. Кстати, отсутствие информированности также влияет на развитие бизнеса.

Основа — знания

— Перед тем как заниматься сельским хозяйством или любым бизнесом, я бы начал с элементарного — изучения опыта. Коллективное хозяйство — это то, что работает и сейчас. Можно нанимать дополнительных подрядчиков, а можно договориться с соседом, у которого есть трактор, объединиться с людьми, которые выращивают культуры. Это рабочий инструмент — то, чем занимались колхозы в советские времена. Мы фактически выжили за счет того, что всем населенным пунктом объединили опыт, который был, — и пасечники, и фермеры, и пастухи, — поделился секретом успешной консолидации Дмитрий Янцевич. — Формами поддержки нужно пользоваться. В сельском хозяйстве выделяют средства, которые не выделяют в других сферах. Однако поддержка не всегда удачна, и это часто связано с просчетами самих фермеров. Сегодня мер поддержки в Хабаровском крае очень много, одна из самых необходимых — это помощь со сбытом продукции. На месте без такой помощи продукция чаще всего пропадает. И вывозить ее на рынок зачастую невыгодно, — заключил Олег Герасимов.

Остро стоит в отрасли и вопрос кадров. Как работать без людей, обладающих специфическими навыками и опытом?

— Стало сложно найти хорошего работника в частное хозяйство. Поэтому отличный способ для частного фермерства эффективно работать — это войти в кооперацию. Не менее трудно найти инвестора под небольшое хозяйство. Реальная кооперация — это вариант для масштабирования и получения субсидии, — предлагает решение Михаил Утробин. — Сейчас можно развиваться и подключать другие хозяйства, но при этом всегда должна быть возможность проверить все циклы предприятия на разных этапах. Когда из каждого утюга еще не рассказывали про личный бренд, я уже начал его развивать. Для этого необходимо принимать приглашения от разных СМИ и искать возможность дополнительного продвижения свой продукции. Очень важно, когда тебя знают и тебе доверяют потребители, воспринимая твою историю из соцсетей. И в данном случае репутация работает на производителя.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)