Городское хозяйство
logo

Специальные выпуски

Городское хозяйство

Подготовили Елена ЧЕРНИКОВА и Анастасия ШУБИНА при содействии управлений энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций, дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, фото авторов

Хорошая труба рубль бережет

Теплотрассы.JPG

Более 9 км квартальных теплотрасс планируется отремонтировать в этом сезоне.

Сегодня работы выполнены на 26 процентов. Чтобы посмотреть, как продвигается капремонт, мы побывали на двух строительных участках в поселке имени Горького.

С гарантией в 30 лет

Большой котлован на улице Воровского, между школой и спортивным центром огорожен сигнальной лентой — так положено по технологии. Капитальный ремонт на этом отрезке коммуникаций был намечен на более поздний срок, но в ходе весенней опрессовки здесь случился порыв.

— Мы решили не ограничиваться устранением аварии, а полностью заменить весь участок, — говорит заместитель главного инженера МУП «Тепловые сети» Александр Шуба. — Вместо обычной металлической здесь уложили предизолированную трубу. Преимущество ее конструкции в том, что материал пенополиуритан и пластиковый чехол, предусмотренные заводом-изготовителем, максимально снижают теплопотери даже в сырой почве. Благодаря этому получится существенно сэкономить на устранении аварий в будущем.

Такие трубы предназначены для укладки в обводненный грунт без дренажной системы. Гарантийный срок — 30 лет, но производитель заверяет, что при благоприятных условиях использования коммуникации могут прослужить и дольше.

Сегодня в районе улицы Воровского относительно тихо, но когда реконструкция только началась, здесь с самого утра от работающих экскаваторов, кранов и грузовых машин было шумно. В пиковые периоды, когда занимались демонтажом старой трубы и прокладкой новой, разбивались на две бригады, чтобы процесс продвигался быстрее.

— Мешала только погода, — признается мастер-инженер предприятия Александр Никитенко. — Чтобы уложиться в сроки и быстрее подключить людям горячую воду, работали в выходные, в будни — весь световой день. Когда шли дожди, откачивали воду из траншеи с помощью насосных станций и машин шамбо, благо есть свое оборудование и техника.

К концу июля этот объект планируют завершить. Дальше благоустройством территории займется подрядная организация.

Из всех кладов — кабели да арматура

Здесь же недалеко работает еще одна бригада теплосетей. На этом участке, расположенном в районе улицы Молодежной, ведется прокладка новой трубы протяженностью более 100 метров.

— Поскольку существующие коммуникации у нас здесь ветхие (а они питали все близлежащие дома и больницу), мощностей было недостаточно, — рассказывает Александр Владимирович. — Чтобы повысить параметры и устранить лишние потери, приняли решение от основного трубопровода проложить дополнительный участок сети.

Сегодня здесь ведутся земляные работы: экскаватор роет траншею глубиной примерно метр, а трое рабочих с лопатами контролируют процесс.

— Это необходимо, ведь под землей чего только нет, — объясняет бригадир Роман Погудин. — Кладов, конечно, не находим, зато сколько угодно арматуры, кусков бетонных плит, кабелей связи и электричества, их может повредить металлический ковш.

Сейчас на капремонте квартальных теплотрасс и других объектов предприятие задействует свыше 100 единиц техники и около 150 человек. Одновременно бригады трудятся на нескольких участках в разных районах города. Задержки случаются не только из-за погодных условий, аварии и порывы также тормозят процесс. И все же запланированный фронт работ МУП «Тепловые сети» обязательно выполнит, причем своими силами, потому что подрядчики нынче дороги, и не все из них, как известно, работают добросовестно.

Ожидаемые неудобства

ТИхоокеанская.JPG

Ремонт улицы Тихоокеанской в самом разгаре, но ездить по ней проблематично лишь в часы пик.

К переустройству автомагистрали МУП «Дорремстрой» приступило сразу после подписания муниципального контракта еще в мае. Ремонт в рамках национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» рассчитан на два года и обойдется в 745 млн руб.

— На этот год запланировано потратить 314 млн руб., остальные средства используют в следующем сезоне, — прокомментировал заместитель директора предприятия Александр Осадчий. — Здесь появится современная скоростная магистраль с двумя полосами для движения в каждую сторону. Новые линии освещения построит МУП «Горсвет», а светофорные объекты — МУП «НПЦОДД». От строительства подземного и надземного переходов в районе ТОГУ и университета экономики и права пришлось отказаться. Модернизируем те остановки и переходы, что имеются. Пройдена почти половина участка этого года. Отремонтирована проезжая часть от нулевого пикета на улице Шелеста до пересечения ее с Тихоокеанской, где уже выставляется новое бордюрное ограждение.

Расширять дорогу будут только с правой стороны по направлению к Базе КАФ, так как по левой проходят трамвайные рельсы. Снос деревьев еще не завершен, поэтому дорожники, дойдя до ХГУЭиП, временно застопорились. Начинать работы в районе трамвайных путей тоже нежелательно, тогда на дороге не смогут разъехаться машины. А ведь в планах нынешнего сезона было дойти до улицы им. Профессора Даниловского. Но на предприятии уверены, что все планы реальны, их выполнят.

— Кстати, сейчас проезд по Тихоокеанской вполне свободен, — добавил Александр Филиппович. — Зная о ремонте, многие автомобилисты выбирают улицу Правобережную и Воронежское шоссе, чтобы не стоять в пробках. Для удобства мы даже щебеночный слой дороги покрыли асфальтобетонной крошкой, чтобы камни не летели в разные стороны.

Теплотрасса надежды

По строительству ТМ-35 в прошлом месяце получено положительное заключение Главгосэкспертизы РФ.

Перезагрузка мощностей

Но это совсем не означает что за ее возведение возьмутся немедленно. Все упирается в финансирование. Изначально смета рассчитывалась в ценах четвертого квартала 2016 года, но к нынешнему году подорожали все материалы, комплектующие, топливо и электроэнергия, уложиться в прежние суммы не удастся. Но и обойтись без строительства новой теплотрассы в соответствии с генеральным планом развития Хабаровска невозможно. В северной части города начато большое комплексное жилищное строительство.

— Основным источником теплоснабжения здесь является ТЭЦ-3, — объясняет ситуацию главный специалист городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Андрей Унтерберг. — Тепломагистрали ТМ-32 и ТМ-33, которые проходят вблизи микрорайона Ореховая Сопка, при действующем температурном графике загружены на 100 процентов. Сети просто не выдержат дополнительную нагрузку, которая приведет к нарушению гидравлического режима, перепадам давления и подачи тепла в уже имеющиеся дома.

Просчитав резервы тепловой мощности Хабаровской ТЭЦ-3, а это более 600 Гкал/час, оценив острый дефицит пропускной способности существующих магистральных трубопроводов и перспективы подключения к источникам тепла новых потребителей, специалисты единодушно сошлись во мнении, что в зоне обслуживания ТЭЦ-3 должна появиться новая тепломагистраль ТМ-35.

Финансирование под вопросом

— Она позволит застройщикам спокойно возводить новое жилье и подключать его к теплу, так как ее пропускная способность составит 250 Гкал/час, — продолжает Андрей Викторович. — Кроме того, за счет перераспределения нагрузок и частичного переключения имеющихся трубопроводов на новую ТМ-35 позволит стабилизировать и улучшить гидравлический режим на концевых участках ТМ-32 и ТМ-33, надежность систем централизованного теплоснабжения города. Еще один плюс ТМ-35 — маневренность управления режимами тепловых сетей при аварийных ситуациях.

В настоящее время правительством Хабаровского края прорабатывается вопрос строительства ТМ-35 в рамках концессионного соглашения. Также рассматривается вопрос привлечения субсидии из федерального бюджета или использование одновременно бюджетных и частных источников финансирования данного проекта. Ориентировочная стоимость строительства магистрали ТМ-35 составляет 5,3 млрд руб.

В апреле нынешнего года заместитель председателя правительства Хабаровского края — министр экономического развития Виктор Калашников провел рабочее совещание по вопросу перераспределения средств инфраструктурного бюджетного кредита на тепломагистраль ТМ-35. На нем принято решение о внесении изменений в одобренный Хабаровскому краю проект, реализуемый за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, с увеличением размера финансирования строительства ТМ-35 на 835,4 млн руб.

Надежда на концессионеров

По информации министерства ЖКХ края инвестор ООО «ИКС» (группа компаний «Полиметалл») 14 июня отозвал свою частную инициативу по заключению концессионного соглашения, направленную ранее. В настоящее время ООО «ИКС» перерабатывает сметную часть соглашения, подача заявки с новой частной инициативой ожидается в ближайшие дни.

Ее необходимо рассмотреть в течение 30 календарных дней с момента получения на инвестиционном совете при правительстве Хабаровского края. Тогда и будет принято решение о целесообразности или нецелесообразности заключения концессионного соглашения.

Если остановятся на первом варианте, тогда на сайте www.torgi.gov.ru, объявят торги на право заключения концессионного соглашения. Продолжительность торгов 45 календарных дней. При поступлении заявки от одного участника концессионное соглашение заключается в течение 30 календарных дней. Есть надежда, что все решения примут правильно и строительство ТМ-35 все же начнется.

 

  


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)