Склепанная история


07.08.2017

В этом музее всего один штатный сотрудник, совмещающий обязанности директора, смотрителя, экскурсовода и сторожа, и самый внушительный экспонат, равного по размерам которому нет ни в Хабаровске, ни в крае.

В юбилейный для ДВЖД год мы побывали на экскурсии в музее истории Амурского моста.

Собаки — не беда

Главный вопрос: а как туда добраться? Часть заведения видишь, когда проезжаешь по мосту, благо экспонат — один пролет исторической конструкции — настолько велик, что не заметить его невозможно. Но даже на машине приходится долго петлять, прежде чем попадешь на улицу с неблагозвучным названием ВОХР — именно на ней расположен музей. Для чистоты эксперимента мы отправились своим ходом. Всем пешеходам сообщаем: от улицы Тихоокеанской надо сесть на 68-ю маршрутку, она поворачивает туда в районе «Депо-2». Как таковой остановки «Музей» не существует, надо попросить водителя притормозить возле указателя, а далее продолжить пешее путешествие по стрелкам. Будьте осторожны: по дороге встречаются довольно агрессивные собаки. Но сразу оговоримся: даже риск сражения с псами стоит того, чтобы побывать в этом необычном музее.

Колючка для гостя

— Добрый день! Убедительная просьба: смотрите за детьми и сами аккуратно ходите, — обращается ко всем входящим на территорию Виктор Паршин, директор музея. — Будьте осторожны, особенно на пролете моста. Порой желание получить эксклюзивный кадр приводит к тому, что люди готовы рискуют жизнью!

От таких рисковых граждан спасает лишь «колючка» — ее пришлось намотать там, где народ пытался карабкаться по самому большому музейному экспонату. Его высота 21 м, вес более тысячи тонн — это настоящий пролет старого моста через реку, служивший верой и правдой с 1916 по 1999 год. По нему можно подняться наверх по специальной лестнице, и сделать это надо обязательно каждому хабаровчанину: перед вами откроется такой шикарный вид, что захватит дух! Впечатляет и сама конструкция, собранная без единого болта: детали моста доставляли на берег, где клепали и в дождь, и вьюгу. В начале XX века профессия клепальщика на Дальнем Востоке считалась одной из самых высокооплачиваемых.

— Хотели внести наш экспонат в Книгу рекордов Гиннеса как самый крупный, но там сказали, что надо сначала отметиться в российском аналоге, — говорит Виктор Михайлович. — К сожалению, это стоит денег, а у нас средств нет. Заметили, что даже вход к нам бесплатный? Так что мы пока довольствуемся лишь народной славой. Хотя от отсутствия посетителей не страдаем: часто приезжают железнодорожники со всей страны, инженеры, студенты, иностранные гости.

Тормозильщик — это призвание

На территории музея можно увидеть различные типы вагонов и поездов: от дрезины до списанного недавно состава детской железной дороги — ему на смену пришел более современный. Во все можно заглянуть, конечно, если рост позволит забраться по высоченным ступеням. Возле них обязательный сопроводительный планшет с информацией: директор один, а вагонов много — не успеет рассказать обо всех.

Самый старый экземпляр — дореволюционная цистерна с Уссурийской железной дороги. Каждый состав обязательно сопровождали трое тормозильщиков. Их работа заключалась в том, чтобы услышать сигнал машиниста и начать крутить рычаг до полной остановки поезда. Для них к цистернам крепилась деревянная будка. В принципе рабочее место тормозильщика весьма напоминает уличный сортир, только функции у конструкций разные. Судя по размеру будки, тормозильщиком мог стать лишь человек со стройной фигурой, иначе внутри не поместишься. А каково ему приходилось зимой? Только представьте! Б-р-р-р!

Костюм тяжелее хозяина

Экскурсия по музею займет примерно два часа, причем большую часть времени стоит отдать не прогулке между поездами, а посещению музейного здания. Оно, кстати, тоже является экспонатом — это точная копия станции «Вяземская» в уменьшенном виде, образец деревянного зодчества, воспроизведенный по старым чертежам.

Внутри масса невероятных для простых обывателей вещей вроде настоящего водолазного костюма образца прошлого века. Его вес — 70 кг, у шлема чуть меньше — 20 кг (только представьте, что такую тяжесть можно водрузить на голову!), каждый ботинок с десяток килограмм.

— Еще к нему дополнительно прикрепляли груз в 16 кг, чтобы человек мог работать на глубине до 40 м, — объясняет Виктор Михайлович. — Костюму этому исполнилось 88 лет, но выглядит он как новенький и в идеальном состоянии. Хоть сейчас можно надеть и в воду!

Мобильник на удочке

— Обратите внимание на этот экспонат — таких нет больше нигде, — директор показывает на странную конструкцию, состоящую из тяжеленной коробки с телефонной трубкой, металлического короба с длинными палками внутри. — Это переносной телефонный аппарат середины прошлого века для связи с диспетчером. Отправилась бригада путейцев в обход, заметили что-то неладное, штанги вставляются одна в другую и, как удочка, забрасываются наверх к селекторным проводам. Так подключались к связи и могли общаться. Она тоже в рабочем состоянии, и по ней можно позвонить. 

Различные модификации телефонов, старинные фотографии, на которых хочется рассмотреть все детали. Вот снимок рабочих с топорами в руках, даже по тому, как они держат орудие труда, можно представить характер человека. Один закинул на плечо, другой держит как младенца. Третий замер перед объективом, подкручивая ус, четвертый — ну вылитый Максим Горький!  

Фоторяд сменяют витрины, где представлены этапы строительства и реконструкции железной дороги и моста через Амур. Его возводили в течение 17 лет — это уникальнейшее строение завершило Транссиб.

— На строительстве моста самая высокая зарплата была у кессонщиков, но и рисковали они больше других, — останавливается директор у панно с маленькими фигурками, опускающимися под землю. —  Одновременно на глубине 18 м трудились 100 кессонщиков: они выкапывали и поднимали на поверхность грунт — примерно по такой же технологии оборудуют колодцы. Там постоянно подтапливало: вода просачивалась внутрь. Работали при повышенном давлении — им подавали воздух. Но не это самое страшное: наверх вели всего лишь две шахты, и в случае обвала люди просто не смогли бы выбраться. Чисто психологически это было очень тяжело, ведь каждый метр над ними как надгробие. Рабочее время кессонщиков пять часов, по истечении которых они обязаны были подняться наверх и отдохнуть. Раз в месяц их проверяли врачи: тяжелые условия могли подорвать здоровье.

Стенды о технологии строительства сопровождаются интересным рассказом Виктора Паршина. Говорит с таким азартом, что его надо слушать: на в бумаге не передашь. А еще, побывав в музее истории Амурского моста, непременно позвоните в настоящий вокзальный колокол — почувствуйте себя тоже железнодорожником!

Ирина ТРОЦЕНКО,

фото автора

 

Музей истории Амурского моста стал победителем городского конкурса «Лучший хранитель истории» в 2014 году.

В нем хранится более 140 экспонатов, представлены экспозиции: «Первые железнодорожные мосты в России», «Первые мосты и тоннели Дальневосточной железной дороги», «Реконструкция мостового перехода через р. Амур у Хабаровска», «История строительства Амурской железной дороги (1908 — 1916)» и пр.

 





Самое читаемое

Вчера, сегодня, завтра

На заметку. В комитете по управлению Кировским районом 19 февраля с 16.00 до 18.00 будет работать горячая линия для населения по вопросам благоустройства. Звонить по телефону 41-95-31.

Публичные слушания. Рассмотрение проекта внесения изменений в документацию по планировке территории в границах улиц Оборонной — Краснореченской состоится 18 февраля в департаменте архитектуры, строительства и землепользования (ул. Дикопольцева, 17). Начало в 18.00.

Внимание, абитуриенты! День открытых дверей пройдет 16 февраля на многих факультетах ДВГУПС. Начало в 14.00. Подробности на сайте www.dvgups.ru.

Дела партийные. Депутаты краевой Законодательной думы Александр Громов и Виктор Постников исключены из бюро крайкома КПРФ по решению президиума ЦК партии. Кроме того, из рядов краевого бюро выбыл Николай Клопов. И.о. первого секретаря Хабаровского крайкома КПРФ стал Максим Кукушкин.

Не можешь? Подскажут. Добровольцы помогут жителям Хабаровского края подключить и настроить оборудование для приема цифрового телевидения. 19 волонтеров уже приступили к обучению. Получить информацию о переходе на цифровое вещание можно по круглосуточной горячей линии 8-800-220-20-02 (звонок бесплатный).

Повторное обследование. К месту оползня на реке Бурее отправится еще одна экспедиция ученых, чтобы более точно оценить риски возможных подтоплений во время паводков. В исследовательскую группу войдут гидрологи, представители науки, специалисты по защите от ЧС.

Отчет перед населением. Председатель правительства России Дмитрий Медведев дал старт проекту «Правительство онлайн». Он, а затем министры, руководители ведомств и их заместители будут рассказывать о решении поставленных перед ними задач, разъяснять принимаемые меры в социальной сфере, экономике и т.д.

Следите за здоровьем. Занятие школы «Профилактика неинфекционных болезней» состоится 15 февраля с 15.00 до 16.00 в центре работы с населением «Доверие» (ул. Аксенова, 28). Врач-ревматолог расскажет о заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Добро пожаловать. В Музее истории Хабаровска открылась выставка, посвященная 30-летию вывода войск из Афганистана. Представлены работы хабаровских художников и школьников.

Общественная приемная. 15 февраля с 14.00 до 15.00 в центре социальной работы с населением «Содружество» (ул. Калинина, 50) жители города смогут получить квалифицированную консультацию у специалистов Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки.

Обратите внимание. 14 февраля в Хабаровске состоится горячая линия по вопросам предоставления субсидий садоводческим товариществам. Звонки будут приниматься с 11.00 до 12.00 по телефону 40-88-80.



Погода

Хабаровск 18.02.2019 в 08:00
-9°C ясно

ясно
Влажность: 56%
Ветер: 5 м/с

  • Вт, 19.02
    0°C
  • Ср, 20.02
    -1°C
  • Чт, 21.02
    0°C
  • Пт, 22.02
    -4°C
  • Сб, 23.02
    0°C