Образование


21.11.2018

 На службе логики и смысла

Екатерина Насонова — одна из двух хабаровских педагогов, получивших в этом году денежное поощрение по итогам конкурсного отбора лучших учителей региона.

Сейчас Екатерина Афанасьевна работает заместителем директора по воспитательной работе в кадетской школе № 1 имени адмирала Ушакова. Она учит детей вот уже 25 лет, однако поучаствовать в состязании решилась впервые:

— У меня такая должность, которая обязывает быть примером для коллег. Они, кстати, меня и сподвигли. Сказали: «Екатерина Афанасьевна, давайте! У вас же столько методических разработок!». Сейчас их  пять — с 2011 года занимаюсь инновационной работой в направлении «Обновление содержания и технологии развития предметных и метапредметных компетенций в образовательной деятельности».

— Ой, как сложно звучит! А если приходят простые мамы, папы и бабушки, то как вы им это объясняете?

— Очень просто. Это знания о знаниях, о том, как они устроены, как структурированы и как можно добывать их самостоятельно. Образовательные стандарты второго поколения требуют научить ребят действовать в неопределенных ситуациях, а сейчас у них проблемы с мобильностью, они не умеют работать с информацией и ориентироваться в ней. Метапредметный подход нужен как раз для этого, и использовать его можно на любых уроках.

Перечитывать необязательно!

— Какой разработкой вы больше всего гордитесь?

— Она называется «Учимся мыслить и действовать». Это первая полноценная программа, которую я разработала с нуля под руководством Тамары Фисенко из краевого института развития образования. Здесь собраны планы занятий, которые развивают логические умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, отличать факты от мнений.

— И как это работает?

— Сейчас объясню. Например, мы с ребятами отрабатываем составление планов. Предлагаю взять любой учебник — допустим, он по географии. Что в последний раз изучали? Главу про рельеф. Один ученик говорит: «Я сейчас просто перечитаю ее и законспектирую». А другой понимает: «О, там же сначала дается понятие рельефа, потом перечисляются его виды, а затем говорится о его значении в природе». Все, ему не нужно перечитывать главу, он быстро ухватил главное и структурировал. И это очень помогает в будущем. Недавно наш выпускник Саша Кшуев, сейчас студент ДВГУПС, приходил в гости и рассказывал, что на семинарах им дали большой объем материала, а он вспомнил про логико-смысловую модель и быстро справился. «Где ты этому научился?» — спросил преподаватель. А он гордо ответил: «В кадетской школе».

— А в других школах ваши материалы используются?

— Конечно. Некоторые пособия полностью разошлись, сейчас заказываем дополнительные тиражи. Методики взяли на вооружение в Хабаровске, в районах края и даже в Якутии. А без этого я бы не попала в отбор на поощрение — обязательно нужны положительные отзывы коллег. Кроме того, на одном из конкурсных порталов у моих материалов более 700 скачиваний. Это очень радует.

«В челноки не пойду»

— Получается, ваши программы популярны. Уроки, которые вы ведете, тоже. Обществознание — самый выбираемый предмет для сдачи ЕГЭ. Многие преподаватели вузов даже жалуются, что из-за этого выпускники лишают себя альтернативы при поступлении…

—  Между прочим, стереотип о том, что обществознание — самое легкое среди экзаменов по выбору, начинает исчезать. После того, как из заданий убрали первую часть, стало сложнее, требуется кропотливая подготовка. Кроме того, в последние годы ученики перестали бояться и начали выбирать физику! И они делают это заранее, осознанно, изучая требования вузов. А мы говорим им о том, как важно выбирать востребованные на Дальнем Востоке специальности, изучаем атлас профессий. Сегодня актуальна ранняя профориентация, когда ребенок начинает задумываться, кем он станет, уже к пятому классу…

— А вы сами когда сделали свой профессиональный выбор?

— Я знала, что стану педагогом, с первой четверти первого класса. У меня была удивительная первая учительница — Нина Алексеевна Тонкошкурий. Знаете, как она нас поощряла? «Те, кто сделал правильно все задания и хорошо себя вел, после уроков помогают мне проверять тетрадки». Знаете, какое это чувство нужности и ответственности? До сих пор его испытываю.

— И никогда не было желания сменить сферу деятельности? Ведь у нашей педагогики были очень тяжелые периоды…

— Никогда. Да, было тяжело, зарплату не платили, а в семье рос маленький ребенок. Приходилось брать в долг в магазинах, это было стыдно. Но даже мысли не возникало о том, чтобы бросить педагогику. В те времена, помню, тоже давала интервью и сказала, что профессия — это мое призвание, а в челноки и продавцы я не пойду.

Круглосуточный наставник

— Теперь вы довольны тем, как все сложилось?

— Да, но я постоянно иду вперед, учусь, нахожусь в творческом поиске. Считаю, учитель именно таким и должен быть. Нельзя приходить на работу и отбывать там срок. Тогда и у детей глаза загорятся.

— А сейчас у вас есть мечта?

— Хочу поработать в хабаровском кадетском корпусе. Надеюсь, он у нас появится до того, как я выйду на пенсию.

— Так это же почти круглосуточно! Вы явно не боитесь сложных задач.

— Зато какая отдача от ребят! Нет, не боюсь. Думаю, это профессиональное.


Говорите уверенно

 С нынешнего учебного года в государственной итоговой аттестации девятиклассников появилось новое обязательное испытание — устное собеседование по русскому языку.

Первая его апробация состоялась в феврале 2018 года, вторая — 9 ноября. Обе, по словам организаторов, прошли спокойно и без отрицательных инцидентов.

— Данные о том, кто из учеников справился или не справился с собеседованием, мы не собирали, делали акцент в основном на организацию процесса, — рассказал главный специалист городского управления образования Николай Самарин. — Однако никаких неожиданностей для девятиклассников не будет: я знаю, что школы готовятся, к новшеству, многие проводят пробные собеседования самостоятельно.

Официальное испытание ждет школьников 13 февраля 2019 года. Это 15-минутная беседа с экзаменатором в присутствии эксперта, состоящая из нескольких заданий. Девятикласснику нужно выразительно прочитать текст, пересказать его, аккуратно вставив предложенную цитату, а затем высказаться на заданную тему и ответить на вопросы экзаменатора (они также указаны в карточках). Ответ ученика записывается и оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат является допуском к ОГЭ.

— На собеседовании я почти не волновалась,  задания были знакомы, учитель тоже, — рассказала десятиклассница Елизавета, проходившая собеседование в феврале. —  Так что трудностей не возникло.

— А вот у нас двое не справились с волнением, — призналась Анастасия, ученица одной из школ, где апробацию провели 9 ноября. — Все-таки говорить перед камерой — это трудно. Но в самом задании ничего сложного не было.

Подвести школьников могут только нервы, утверждают педагоги. Они говорят о важности тренировок и о том, что собеседование нужно воспринимать не как еще один экзамен, а как возможность оценить свои разговорные навыки. А если ученик не справится, у него есть дополнительные даты для того, чтобы пройти испытания еще раз. Это 13 марта и 6 мая.


Идем в токари

 Эксперты отмечают рост популярности среднего профессионального образования в Хабаровском крае.

Завершен очередной этап Всероссийского мониторинга качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования (СПО). По мнению проводивших его специалистов Российского технологического университета, главный результат, достигнутый за три года, — это изменение отношения к среднему профессиональному образованию. Теперь его не считают неполноценным, а потому оно стало более популярным и привлекательным для молодежи.

Об этом свидетельствует динамика численности обучающихся по этим программам: за два года она выросла на 4,2 процента. В 2017 году наиболее востребованными профессиями оказались парикмахер, пожарный, машинист локомотива, токарь на станках с числовым программным управлением и мастер сухого строительства. Среди специальностей в ТОП-5 вошли техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования, автоматика и телемеханика на транспорте, техническая эксплуатация подвижного состава, строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и организация перевозок и управление на транспорте.

По сравнению с другими регионами ДФО в краевых учреждениях относительно высока доля студентов, обучающихся на бюджетной основе. В 2017 году она составила 78,3 процента (среднероссийский показатель — 73,5).

А чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, необходима современная материально-техническая база. В 2017 году расходы на модернизацию машин и оборудования составили 2,7 процента бюджетных и 4 процента внебюджетных расходов. В итоге удельный вес машин и оборудования не старше пяти лет в учреждениях СПО региона составляет 54,8 процента (средний уровень по стране — 30,6).

Кроме этого, за последние три года расширилось и сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями и организациями. Если в 2015 году договоров о сотрудничестве было только 46, то к 2017 году их число достигло 153. Всего в системе СПО Хабаровского края сегодня 30 профессиональных образовательных организаций, в которых обучается свыше 29 тысяч студентов.

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

 







Самое читаемое

Вчера, сегодня, завтра

На заметку. В комитете по управлению Кировским районом 19 февраля с 16.00 до 18.00 будет работать горячая линия для населения по вопросам благоустройства. Звонить по телефону 41-95-31.

Публичные слушания. Рассмотрение проекта внесения изменений в документацию по планировке территории в границах улиц Оборонной — Краснореченской состоится 18 февраля в департаменте архитектуры, строительства и землепользования (ул. Дикопольцева, 17). Начало в 18.00.

Внимание, абитуриенты! День открытых дверей пройдет 16 февраля на многих факультетах ДВГУПС. Начало в 14.00. Подробности на сайте www.dvgups.ru.

Дела партийные. Депутаты краевой Законодательной думы Александр Громов и Виктор Постников исключены из бюро крайкома КПРФ по решению президиума ЦК партии. Кроме того, из рядов краевого бюро выбыл Николай Клопов. И.о. первого секретаря Хабаровского крайкома КПРФ стал Максим Кукушкин.

Не можешь? Подскажут. Добровольцы помогут жителям Хабаровского края подключить и настроить оборудование для приема цифрового телевидения. 19 волонтеров уже приступили к обучению. Получить информацию о переходе на цифровое вещание можно по круглосуточной горячей линии 8-800-220-20-02 (звонок бесплатный).

Повторное обследование. К месту оползня на реке Бурее отправится еще одна экспедиция ученых, чтобы более точно оценить риски возможных подтоплений во время паводков. В исследовательскую группу войдут гидрологи, представители науки, специалисты по защите от ЧС.

Отчет перед населением. Председатель правительства России Дмитрий Медведев дал старт проекту «Правительство онлайн». Он, а затем министры, руководители ведомств и их заместители будут рассказывать о решении поставленных перед ними задач, разъяснять принимаемые меры в социальной сфере, экономике и т.д.

Следите за здоровьем. Занятие школы «Профилактика неинфекционных болезней» состоится 15 февраля с 15.00 до 16.00 в центре работы с населением «Доверие» (ул. Аксенова, 28). Врач-ревматолог расскажет о заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Добро пожаловать. В Музее истории Хабаровска открылась выставка, посвященная 30-летию вывода войск из Афганистана. Представлены работы хабаровских художников и школьников.

Общественная приемная. 15 февраля с 14.00 до 15.00 в центре социальной работы с населением «Содружество» (ул. Калинина, 50) жители города смогут получить квалифицированную консультацию у специалистов Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки.

Обратите внимание. 14 февраля в Хабаровске состоится горячая линия по вопросам предоставления субсидий садоводческим товариществам. Звонки будут приниматься с 11.00 до 12.00 по телефону 40-88-80.



Погода

Хабаровск 16.02.2019 в 23:30
-6°C ясно

ясно
Влажность: 41%
Ветер: 10 м/с

  • Вс, 17.02
    -2°C
  • Пн, 18.02
    -2°C
  • Вт, 19.02
    -0°C
  • Ср, 20.02
    -1°C
  • Чт, 21.02
    1°C