Образование


21.11.2018

 На службе логики и смысла

Екатерина Насонова — одна из двух хабаровских педагогов, получивших в этом году денежное поощрение по итогам конкурсного отбора лучших учителей региона.

Сейчас Екатерина Афанасьевна работает заместителем директора по воспитательной работе в кадетской школе № 1 имени адмирала Ушакова. Она учит детей вот уже 25 лет, однако поучаствовать в состязании решилась впервые:

— У меня такая должность, которая обязывает быть примером для коллег. Они, кстати, меня и сподвигли. Сказали: «Екатерина Афанасьевна, давайте! У вас же столько методических разработок!». Сейчас их  пять — с 2011 года занимаюсь инновационной работой в направлении «Обновление содержания и технологии развития предметных и метапредметных компетенций в образовательной деятельности».

— Ой, как сложно звучит! А если приходят простые мамы, папы и бабушки, то как вы им это объясняете?

— Очень просто. Это знания о знаниях, о том, как они устроены, как структурированы и как можно добывать их самостоятельно. Образовательные стандарты второго поколения требуют научить ребят действовать в неопределенных ситуациях, а сейчас у них проблемы с мобильностью, они не умеют работать с информацией и ориентироваться в ней. Метапредметный подход нужен как раз для этого, и использовать его можно на любых уроках.

Перечитывать необязательно!

— Какой разработкой вы больше всего гордитесь?

— Она называется «Учимся мыслить и действовать». Это первая полноценная программа, которую я разработала с нуля под руководством Тамары Фисенко из краевого института развития образования. Здесь собраны планы занятий, которые развивают логические умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, отличать факты от мнений.

— И как это работает?

— Сейчас объясню. Например, мы с ребятами отрабатываем составление планов. Предлагаю взять любой учебник — допустим, он по географии. Что в последний раз изучали? Главу про рельеф. Один ученик говорит: «Я сейчас просто перечитаю ее и законспектирую». А другой понимает: «О, там же сначала дается понятие рельефа, потом перечисляются его виды, а затем говорится о его значении в природе». Все, ему не нужно перечитывать главу, он быстро ухватил главное и структурировал. И это очень помогает в будущем. Недавно наш выпускник Саша Кшуев, сейчас студент ДВГУПС, приходил в гости и рассказывал, что на семинарах им дали большой объем материала, а он вспомнил про логико-смысловую модель и быстро справился. «Где ты этому научился?» — спросил преподаватель. А он гордо ответил: «В кадетской школе».

— А в других школах ваши материалы используются?

— Конечно. Некоторые пособия полностью разошлись, сейчас заказываем дополнительные тиражи. Методики взяли на вооружение в Хабаровске, в районах края и даже в Якутии. А без этого я бы не попала в отбор на поощрение — обязательно нужны положительные отзывы коллег. Кроме того, на одном из конкурсных порталов у моих материалов более 700 скачиваний. Это очень радует.

«В челноки не пойду»

— Получается, ваши программы популярны. Уроки, которые вы ведете, тоже. Обществознание — самый выбираемый предмет для сдачи ЕГЭ. Многие преподаватели вузов даже жалуются, что из-за этого выпускники лишают себя альтернативы при поступлении…

—  Между прочим, стереотип о том, что обществознание — самое легкое среди экзаменов по выбору, начинает исчезать. После того, как из заданий убрали первую часть, стало сложнее, требуется кропотливая подготовка. Кроме того, в последние годы ученики перестали бояться и начали выбирать физику! И они делают это заранее, осознанно, изучая требования вузов. А мы говорим им о том, как важно выбирать востребованные на Дальнем Востоке специальности, изучаем атлас профессий. Сегодня актуальна ранняя профориентация, когда ребенок начинает задумываться, кем он станет, уже к пятому классу…

— А вы сами когда сделали свой профессиональный выбор?

— Я знала, что стану педагогом, с первой четверти первого класса. У меня была удивительная первая учительница — Нина Алексеевна Тонкошкурий. Знаете, как она нас поощряла? «Те, кто сделал правильно все задания и хорошо себя вел, после уроков помогают мне проверять тетрадки». Знаете, какое это чувство нужности и ответственности? До сих пор его испытываю.

— И никогда не было желания сменить сферу деятельности? Ведь у нашей педагогики были очень тяжелые периоды…

— Никогда. Да, было тяжело, зарплату не платили, а в семье рос маленький ребенок. Приходилось брать в долг в магазинах, это было стыдно. Но даже мысли не возникало о том, чтобы бросить педагогику. В те времена, помню, тоже давала интервью и сказала, что профессия — это мое призвание, а в челноки и продавцы я не пойду.

Круглосуточный наставник

— Теперь вы довольны тем, как все сложилось?

— Да, но я постоянно иду вперед, учусь, нахожусь в творческом поиске. Считаю, учитель именно таким и должен быть. Нельзя приходить на работу и отбывать там срок. Тогда и у детей глаза загорятся.

— А сейчас у вас есть мечта?

— Хочу поработать в хабаровском кадетском корпусе. Надеюсь, он у нас появится до того, как я выйду на пенсию.

— Так это же почти круглосуточно! Вы явно не боитесь сложных задач.

— Зато какая отдача от ребят! Нет, не боюсь. Думаю, это профессиональное.


Говорите уверенно

 С нынешнего учебного года в государственной итоговой аттестации девятиклассников появилось новое обязательное испытание — устное собеседование по русскому языку.

Первая его апробация состоялась в феврале 2018 года, вторая — 9 ноября. Обе, по словам организаторов, прошли спокойно и без отрицательных инцидентов.

— Данные о том, кто из учеников справился или не справился с собеседованием, мы не собирали, делали акцент в основном на организацию процесса, — рассказал главный специалист городского управления образования Николай Самарин. — Однако никаких неожиданностей для девятиклассников не будет: я знаю, что школы готовятся, к новшеству, многие проводят пробные собеседования самостоятельно.

Официальное испытание ждет школьников 13 февраля 2019 года. Это 15-минутная беседа с экзаменатором в присутствии эксперта, состоящая из нескольких заданий. Девятикласснику нужно выразительно прочитать текст, пересказать его, аккуратно вставив предложенную цитату, а затем высказаться на заданную тему и ответить на вопросы экзаменатора (они также указаны в карточках). Ответ ученика записывается и оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат является допуском к ОГЭ.

— На собеседовании я почти не волновалась,  задания были знакомы, учитель тоже, — рассказала десятиклассница Елизавета, проходившая собеседование в феврале. —  Так что трудностей не возникло.

— А вот у нас двое не справились с волнением, — призналась Анастасия, ученица одной из школ, где апробацию провели 9 ноября. — Все-таки говорить перед камерой — это трудно. Но в самом задании ничего сложного не было.

Подвести школьников могут только нервы, утверждают педагоги. Они говорят о важности тренировок и о том, что собеседование нужно воспринимать не как еще один экзамен, а как возможность оценить свои разговорные навыки. А если ученик не справится, у него есть дополнительные даты для того, чтобы пройти испытания еще раз. Это 13 марта и 6 мая.


Идем в токари

 Эксперты отмечают рост популярности среднего профессионального образования в Хабаровском крае.

Завершен очередной этап Всероссийского мониторинга качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования (СПО). По мнению проводивших его специалистов Российского технологического университета, главный результат, достигнутый за три года, — это изменение отношения к среднему профессиональному образованию. Теперь его не считают неполноценным, а потому оно стало более популярным и привлекательным для молодежи.

Об этом свидетельствует динамика численности обучающихся по этим программам: за два года она выросла на 4,2 процента. В 2017 году наиболее востребованными профессиями оказались парикмахер, пожарный, машинист локомотива, токарь на станках с числовым программным управлением и мастер сухого строительства. Среди специальностей в ТОП-5 вошли техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования, автоматика и телемеханика на транспорте, техническая эксплуатация подвижного состава, строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и организация перевозок и управление на транспорте.

По сравнению с другими регионами ДФО в краевых учреждениях относительно высока доля студентов, обучающихся на бюджетной основе. В 2017 году она составила 78,3 процента (среднероссийский показатель — 73,5).

А чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, необходима современная материально-техническая база. В 2017 году расходы на модернизацию машин и оборудования составили 2,7 процента бюджетных и 4 процента внебюджетных расходов. В итоге удельный вес машин и оборудования не старше пяти лет в учреждениях СПО региона составляет 54,8 процента (средний уровень по стране — 30,6).

Кроме этого, за последние три года расширилось и сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями и организациями. Если в 2015 году договоров о сотрудничестве было только 46, то к 2017 году их число достигло 153. Всего в системе СПО Хабаровского края сегодня 30 профессиональных образовательных организаций, в которых обучается свыше 29 тысяч студентов.

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

 







Самое читаемое

Вчера, сегодня, завтра

«Шаги здоровья». Тема субботних прогулок с медиками — «Всемирный день иммунизации». Сбор у входа в городской парк им. Гагарина в 11.00.

С юбилеем! Сегодня исполняется 125 лет Гродековскому музею. В рамках празднования музей проводит ряд торжественных мероприятий, а также специальная программа для посетителей. Подробности на сайте hkm.ru.

Кошек — в дом. На базе пединститута 20 апреля пройдет благотворительное мероприятие «КОШАКция». Она призвана привлечь внимание к проблемам бездомных животных, а также к тем, кто находится в приютах. Вас ждут концертная программа, флешмоб, конкурсы и т.д. Начало  в 14.00.

Школа грамотного потребителя. Обучающий семинар для советов домов, инициативных групп и всех жителей на тему «Правила содержания общедомового имущества» пройдет 23 апреля в 17.30 (ул. Орджоникидзе, 3, каб. 103).

Сельские подъемные. Губернатор Сергей Фургал подписал постановление о продлении в Хабаровском крае профильной программы «Кадры здравоохранения». Врачи, пожелавшие работать в сельской местности, получат до 1 млн руб., средний медперсонал — 700 тыс. руб.

Выход из бедности. В Хабаровском крае со следующего года пересмотрят условия предоставления социального контракта. С его помощью можно открыть свое дело, завести подсобное хозяйство, обучиться новой профессии. В прошлом году его сумма составила более 20 тыс. руб.

Стройки ждет проверка. Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал в ходе заседания рабочей группы по проблемам обманутых дольщиков поручил разобраться с ситуацией вокруг замороженных строек жилых домов в крае. Сегодня только в Хабаровске прекращено строительство около 72 тыс. кв. м жилья. 

Наравне с пьяными. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, приравнивающий наказание за оставление места ДТП к ответственности за вождение в нетрезвом виде.

Только нуждающимся. Пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет со следующего года существенно повысят, но оно будет адресным, сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая с отчетом о деятельности правительства в Госдуме.

Поживем — увидим. Правительство РФ готовит Национальную программу развития Дальнего Востока, по итогам реализации которой уровень жизни в регионе должен превысить средний по стране.

Горячая линия. Специалисты комитета по управлению Центральным районом 18 апреля проконсультируют по вопросам оказания дополнительных мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны. Звонить с 16.00 до 18.00 по тел.: 40-88-43, 40-88-44.



Погода

Хабаровск 19.04.2019 в 14:30
3°C пасмурно

пасмурно
Влажность: 69%
Ветер: 6 м/с

  • Сб, 20.04
    9°C
  • Вс, 21.04
    11°C
  • Пн, 22.04
    12°C
  • Вт, 23.04
    6°C
  • Ср, 24.04
    11°C