Горячая линия
Начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский ответил на вопросы читателей и журналистов «Хабаровских вестей».
Помеха со стороны ремонта
— Владимир Иосифович, сколько единиц общественного транспорта выходит на линии? Достаточно ли их для того, чтобы горожане добирались вовремя до мест назначения?
В будни на маршруты выходит в среднем 450 единиц городского общественного транспорта, кроме того, около 70 пригородных автобусов. Мы постоянно проводим выездные мониторинги и оцениваем наполняемость салонов. Некоторые перевозчики сами отслеживают ситуацию. Если видят, что на популярных направлениях машин недостаточно, то меняют их на более вместительные. К примеру, владельцы маршрута № 68 в этом году заменили три автобуса малого класса на средний. В принципе, имеющегося количества техники хватает, чтобы обеспечить потребность в перевозках.
— Сколько маршрутов закрылось в этом году и не отразилось ли это негативно на горожанах?
— От предпринимателей нам поступили уведомления о прекращении обслуживания шести маршрутов. Отсутствие некоторых из них удалось частично компенсировать новыми. Так, с недавнего времени троллейбус № 9 доставляет пассажиров из центра в Березовку. На маршруте № 56-1 добавили несколько машин, чтобы заменить ушедший с рынка 56-й, и расписание осталось прежним. На маршруты № 18 и 22 ищем постоянных перевозчиков, проводим конкурсные процедуры.
— Сезон отпусков завершился, с каникул вышли школьники и студенты. Планируют ли перевозчики сокращать интервалы движения? Ведь в часы пик автобусы битком забиты, начиная с раннего утра и в вечернее время тоже.
— Работа маршрутов организована по расписаниям, которые составлены с учетом пассажиропотока. В часы пиковых нагрузок на линиях работает максимальное количество транспорта. Увеличение интервалов происходит из-за транспортных заторов, связанных с ремонтными работами на дорогах, ДТП. Иногда на линии выходит меньше маршруток из-за нехватки водителей или по причине технической неисправности. В межпиковое время пассажиропоток снижается, поэтому автобусов выпускают меньше, и интервалы движения увеличиваются.
Ах, эта козырная «девятка»
— В последнее время обновились парки горэлектротранспорта. Какие ближайшие планы в этом направлении?
— По поручению мэра Хабаровска Сергея Кравчука в 2025 году заключен контракт на поставку одного трамвая, 15 сентября он прибыл в краевой центр. Совместно с правительством региона работаем над тем, чтобы и в дальнейшем обновлять электрический транспорт: при наличии финансирования в 2026-м планируем закупить еще два трамвая. Всего за последние три года удалось приобрести 11 трамваев и 34 троллейбуса, средства на это выделялись из федерального и городского бюджетов.
— Не за горами 2026 год, и, согласно законодательству, автобусы старше 10 лет не должны работать на линии. Как эту проблему собираются решать частные перевозчики?
— Коммерческие перевозчики обновляют транспорт за счет собственных средств. Некоторые частники понимают всю важность проблемы и уже приобрели 16 автобусов большого и 5 среднего класса. В прошлом году на маршруты города вышло 49 новых автобусов. Техника эта дорогостоящая, поэтому ее покупают в лизинг, но не все предприниматели имеют возможность брать кредиты. И все же до июля 2026 года перевозчикам необходимо обновить еще 96 автобусов.
Вопрос от читательницы Нины Владимировны:
— Перед проведением парада 3 сентября обратила внимание, что кондукторы в трамваях ездят в униформе. Это временная праздничная акция или они и в дальнейшем будут носить отличительную одежду?
— Предприятиям, обслуживающим муниципальные маршруты, рекомендовано ввести униформу для водителей и кондукторов. Руководство МУП «ГЭТ» эту рекомендацию частично выполнило, закупив летний вариант одежды в едином стиле пока только для кондукторов трамваев, и к юбилейной дате, посвященной окончанию Второй мировой войны, в качестве эксперимента они ходили в униформе.
— Не раз мы писали о новых троллейбусных маршрутах № 4 и 9. Насколько популярны они у хабаровчан и гостей краевого центра? Оправдывают ли себя?
— Эти направления сегодня максимально востребованы горожанами. На маршрутах работают троллейбусы новой модификации большой вместимости — до 90 пассажиров. По данным автоматизированной электронной системы учета оплаты проезда, в среднем в будний день на обоих маршрутах перевозится более четырех тысяч человек. За несколько месяцев работы троллейбуса № 9, следующего до Березовки, стало понятно, что направление очень востребовано (салоны заполняются на 90 процентов), поэтому количество машин на нем увеличили с трех до четырех, а также утвердили оптимальный интервал движения — 26 минут.
— Планируете ли открывать дополнительные направления? Жители хотели бы добираться на троллейбусах до Хабаровска-2, Ореховой Сопки.
— Мы бы и рады возить наших пассажиров в разные части города, тем более что возможности машин с увеличенным автономным ходом это позволяют. Проблему создает острая нехватка кадров, которые не идут работать на электротранспорт. Сегодня потребность в них не менее 30 процентов, и это несмотря на то, что учебный центр на базе МУП «ГЭТ» может готовить десятки профессионалов в год.
— Ходят слухи, что проезд в троллейбусах и трамваях подорожает.
— В 2026 году планируем увеличить стоимость проезда в электротранспорте минимум до 40 руб., поскольку муниципальное предприятие находится в сложном экономическом положении: расходы на содержание имущества и организацию эффективной работы значительно превышают доходы. Все расчеты и обоснование повышения стоимости услуг представим для утверждения в комитет по ценам и тарифам края.
Хоть на руках носите
Вопрос от пользователя соцсетей нашего издания Геннадия К.
«Однажды стал свидетелем того, как пассажиры разругались, чуть было до драки не дошло. Кто должен разрешать такие ситуации?»
— Конфликты, нарушающие общественный порядок и угрожающие безопасности людей в салоне автобуса или троллейбуса, регулируются КоАП РФ. Если ссора между пассажирами становится агрессивной, экипаж общественного транспорта может вызвать сотрудников Росгвардии или полиции.
Вопрос от читательницы Анны Хариной:
«Почему 14-й автобус порой простаивает по 30-40 минут, не подъезжая к конечной остановке «Комсомольская площадь», а выжидает время поодаль? Летом приходится от жары изнемогать, а зимой мерзнуть».
— Работа маршрутов организовывается в соответствии с режимом труда и отдыха водителей, в каждую рабочую смену экипажу отводится время для перерыва на обед. Возможно, вы как раз и попали в такие часы. Если все-таки факты нарушения графиков по вине водителей фиксируются, мы принимаем меры к перевозчикам в рамках муниципального контроля.
Вопрос от читательницы Инны Иванченко:
«Недавно стала свидетелем, как водитель автобуса не захотел опустить аппарель для инвалида-колясочника. Возмутило подобное отношение. Куда обращаться в такой ситуации? Кто и как контролирует соблюдение прав людей с ОВЗ?»
— Такие негативные примеры, к сожалению, пока не удается искоренить, но мы постоянно проводим работу с руководителями предприятий, ведь они обязаны предоставлять доступные услуги маломобильным пассажирам, и неважно, как водитель это сделает, хоть на руках коляску занесет. Для выявления проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью по слуху, зрению, колясочники, проводим с представителями их общественных организаций совместные рейды. Чаще всего сложности возникают, когда автобусы останавливаются далеко от бордюра, водители не включают звуковые информаторы или не желают помочь заехать на коляске. В таких случаях нерадивых работников попросту штрафуют. Информацию о нарушении прав людей с ограниченными возможностями здоровья нужно передавать в управление Ространснадзора.
— Наверное, каждого, кто ездит на общественном транспорте, волнует, до каких пор будет расти стоимость проезда. Неужели частники могут поднимать ее, насколько им этого захочется и нет каких-то пределов?
— Проверить обоснованность повышения тарифов на пассажирские перевозки может только региональное управление Федеральной антимонопольной службы, куда мы направляем информацию о каждом росте цен на билеты. Согласно федеральному закону № 220-ФЗ, перевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам, предоставлено право устанавливать стоимость проезда самостоятельно, исходя из собственных затрат. Они могут нас только уведомить о повышении.
Чья навигация виснет
— Очень удобное приложение «2 ГИС», но к вечеру оно перестает показывать место нахождения нужного транспорта. С чем это связано?
— Отсутствие в приложениях информации о движении автобусов порой бывает связано со сбоями в работе систем, иногда с отрицательным балансом на сим-картах приборов общественного транспорта, а также с зависанием оборудования или его неисправностью. Если нам поступают сигналы о проблемах с передачей данных, сразу же информируем об этом перевозчиков. Кроме того, для удобства пассажиров проводим совместную работу с Госавтодорнадзором по проверке работоспособности оборудования ГЛОНАСС. Если перевозчики не обеспечивают передачу навигационных данных, им выносятся предостережения в рамках действующего законодательства.
— Как часто пассажиры обращаются с жалобами в управление транспорта, что волнует людей и удается ли решать проблемные ситуации?
— Обращения жителей по вопросам работы общественного транспорта поступают как через официальные сайты, так и непосредственно в управление промышленности и транспорта. Около 30 процентов от общего числа поступивших вопросов касаются несоблюдения расписания, 16 процентов — это жалобы на водителей и кондукторов. Также пассажиры обращают внимание на техническое и санитарное состояние транспорта, температурный режим в салонах и прочее.
Для решения возникающих проблем проводим встречи с заявителями и перевозчиками. При выявлении фактов несоблюдения норм транспортного законодательства информация направляется по компетенции в контрольно-надзорные органы для принятия мер.