Общество
Командир роты общевойскового объединения из Забайкалья с позывным «Поэт» начал боевой путь водителем, но быстро раскрыл свой потенциал в качестве санинструктора и стал спасать жизни своих товарищей. Под градом пуль боец вытаскивал раненых с поля боя. За героизм и самоотверженность в ходе выполнения боевых задач он заслужил повышение и был назначен командиром взвода. Под его началом воины-дальневосточники брали вражеские опорные пункты. Не прошло и года, как Поэт возглавил роту.
— Когда началась мобилизация, я был в Москве, в отпуске, — начинает свой рассказ Поэт. — Отец прислал фото повестки, и я понял, что это судьба, ведь сам думал контракт подписать и добровольно поехать на СВО. Надо помогать нашим ребятам. Как только я вернулся домой, то сразу пошёл в военкомат, чтобы получить повестку на руки.
Началась процедура подготовки документов и подписания контракта, но длилась она недолго, и уже через неделю я был на учебном полигоне. Полтора месяца мы проходили курс боевой подготовки, на которой изучили тактику боя, медицину и способы борьбы с беспилотниками. Но, несмотря на успехи и хорошие показатели в огневой подготовке, меня определили на должность водителя в управлении роты. Я понимал, что это очень важная и ответственная работа, но в душе хотел стать командиром подразделения и носить звезды на погонах.
В декабре 2022 года Поэт вместе со своими товарищами прибыл в ДНР, в село Никольское, где их подразделение и закрепилось. Первостепенной задачей была оборона населенного пункта, который находился в 4 км от Угледара. Их рота вошла в состав бригады морской пехоты. Через месяц начался первый штурм Угледара.
— Мы держали оборону и помогали пехотинцам с подвозом боеприпасов, а параллельно эвакуировали раненых бойцов, — продолжает свой рассказ Поэт. — Штурмовать мне еще не разрешали из-за нехватки опыта, да и должность была не та. После нескольких недель в обороне нас перебросили на другое направление, где я еще полгода просидел за баранкой. Но в новом населеннике наш санинструктор не справлялся из-за высокой нагрузки, и комроты предложил мне стать его помощником. Я согласился. Мы находились в Новомихайловке, в новой должности я в основном участвовал в эвакуации. Кроме того, нас научили наводить артиллерию и использовать новые средства РЭБ. Повезло, что сразу попали к опытным бойцам.
— Что стало основой первых успехов твоего подразделения?
— Наши успехи начались со слов «Надо продолжать!». В начале мая 2024-го прошли штурмы во Владимировке. За 10 дней мы взяли пять небольших лесополос. В операции участвовали около сорока человек, из них половина — в штурме. Чуть позже пришел приказ захватить лесопосадку протяженностью около полутора километров. Задача оказалась не из легких и требовала серьезной подготовки и четкого плана.
У противника было как численное, так и позиционное превосходство. Вместе с командиром роты мы тогда решили, как максимально эффективно и без потерь взять лесополку.
И тут меня отправляют учиться на офицерские курсы, которые длились недолго, примерно пару месяцев. После получения звания младшего лейтенанта я стал командиром взвода, в котором был когда-то санинструктором.
Во время штурма опорника в лесном массиве увидел, что моим ребятам тяжело. С разрешения командира роты и комбата решил помочь. Взял двух человек, и мы поспешили ко взводу. Когда пришли, увидел в глазах ребят усталость, стало понятно, что многие потеряли надежду выполнить задачу. Вот тогда-то я и сказал: «Надо продолжать!». Мы еще раз обсудили тактику для атаки и вернулись к штурму. Мои слова вдохновили бойцов. Постепенно мы выбивали врага с позиций, а уже в августе взяли эту лесополосу.
— Какую тактику применяете во время штурма?
— Раньше работали группами по пять человек. Сейчас новая тактика: используем квадроциклы и мотоциклы, поэтому действуем тройками или парами. Тройками, конечно, эффективнее. Когда заходим в лесополосу, работаем вместе. Это позволяет избежать скопления и быть менее заметными. Во время передвижения у одного всегда «Булат» и двуствольное ружье, чтобы сбивать FPV-дроны противника. Сейчас мы создаем свои ротные расчеты операторов БпЛА из трех человек: наблюдатель и два ударника (операторы беспилотников, которые сбрасывают снаряды и зажигательные смеси). Тут все просто: находим цель и работаем по ней. У нас есть два дня на обработку участка, и когда подъезжают штурмовики, мы специально продолжаем висеть над противником со сбросами, причем довольно низко, чтобы точнее попадать, а враг, услышав жужжание, боялся вылезти.
Если противник появляется, мы сразу сбрасываем снаряды. Иногда бывают сложности с опорными пунктами, которые представляют собой выемки с хорошо укрепленными стенками, где сидят вэсэушники. Но и тут нашли решение проблемы. Мы забрасываем их гранатами или используем противотанковые мины. Два бойца на мотоцикле подъезжают к опорному пункту. Один — водитель, второй — с рюкзаком, в котором «блинчик» со специальным зажигательным шнуром. Подъехали к точке, первый держит опорный пункт под контролем, чтобы противник не вылез. В небе — наш дрон. Когда он жужжит, противник слышит и не вылезает из укрытия. Второй боец поджигает шнур от мины и бросает ее в опорник. Все разлетается в щепки и ничего не остается.
— Что бы вы сказали солдатам для поддержки?
— Воля к победе дает все. Отвагу и храбрость, когда, кажется, что ничего нельзя сделать. Я говорил своим, что у нас все получится. Главное — начать. Если начал, нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед. Если противник применяет кассетные боеприпасы, нужно остановиться, подумать и найти укрытие. Если тебя вычислили дроном, нужно быстро покинуть это место. В любой работе важна работа в команде. Даже в схватке с дроном: когда ты стреляешь один — это одно, но когда у тебя четыре ствола, а параллельно работает средство РЭБ, то никакой беспилотник не сможет подлететь близко, все они сбиваются.
Во время наступательных действий главное не останавливаться и идти вперед, сколько есть сил. Обычно противник сдается, когда у него заканчиваются боеприпасы. Если один или двое будут отвлекать внимание, остальные смогут зайти на позицию противника. Эта тактика всегда срабатывает. А после захвата нужно закрепиться. Контратаки, может, и не будет, но воздушное воздействие гарантировано. В это время нужно закопаться в землю, сделать лисью нору. На это есть около 40 минут. Эти советы многим спасали жизни. После нужно организовать круговую оборону. Бывает, что ты знаешь направление движения противника, но все равно нужно смотреть и на тыловые участки.