Общество
Офицеры редакции газеты «Суворовский натиск» провели в Биробиджане встречу со студентами нескольких факультетов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. В ходе открытого диалога военные журналисты рассказали об особенностях своей работы и ознакомили учащихся с историями участников СВО, опубликованными в окружном издании.
Знакомство
Открывая мероприятие, главный редактор «СН» Андрей Волошенко представил офицеров редакции и рассказал, что воинские должности были возвращены в ведомственную печать Минобороны России сравнительно недавно, всего год назад. Эта мера позволила окружным газетам Министерства обороны РФ за короткий срок выйти на новый качественный уровень и вывести их материалы в число наиболее цитируемых другими федеральными и региональными СМИ.
Редактор газеты Восточного военного округа также отметил, что для повышения качества работы принимаются и другие меры:
— Сейчас у нас заключены двусторонние соглашения с крупными региональными СМИ от Южно-Сахалинска до Улан-Удэ. Благодаря такому сотрудничеству гражданским газетам стало проще получать объективную информацию по военной тематике, а читатели «Суворовского натиска», в свою очередь, могут знакомиться с историями и судьбами участников специальной военной операции, проживающих на территории Дальнего Востока.
После вступления Андрей Волошенко передал слово своему заместителю. Вячеслав Семенов рассказал о жанрах, в которых пишут корреспонденты, причём часть его выступления прошла в интерактивной форме: среди почти сотни присутствующих были и студенты журфака, которые, отвечая на вопросы, демонстрировали неплохую профессиональную подготовку. В завершение офицер перевел диалог в практическую плоскость, пригласив будущих журналистов к сотрудничеству:
— У вас есть замечательный шанс сделать первые шаги в профессии в нашей газете. Предлагаю вам готовить материалы о спецоперации, земляках, участвующих в ней, о деятельности волонтеров и поддержке семей военнослужащих. Ваши тексты мы примем, отредактируем с комментариями, чтобы вы могли развиваться, и выпустим с указанием вашего авторства. Пишите, творите, публикуйтесь, — сказал Вячеслав Семенов.
С разъяснения термина «военкор» свое выступление начал Александр Ивельский:
— Обобщая различные трактовки, можно прийти к выводу, что военный корреспондент — это тот, кто готовит материалы для СМИ об армии, о вооруженных конфликтах. При этом он может находиться в зоне боевых действий, а может работать удаленно, опираясь на имеющуюся фактуру о том или ином событии на передовой. Военкором может быть и гражданский работник СМИ, и военнослужащий.
О задачах и целях
Главной миссией коллег Александр Ивельский назвал создание устойчивой информационной связи фронта с тылом. Сознательный гражданин России должен иметь возможность получать честную информацию о происходящих на линии боевого соприкосновения событиях и воюющих там людях, не ограничиваясь официальными сводками. В противном случае оторванность от обстановки живущего мирной жизнью человека, который воспринимает СВО как набор букв, может спровоцировать в будущем шок от расхождения сформировавшейся в его сознании обезличенной «картинки» с действительностью, в которой участники спецоперации прожили все эти годы, выполняя боевые задачи.
Актуальность поднятой проблемы, а именно информационной оторванности людей в мирных регионах, подтвердил и заданный залу вопрос о регулярном чтении новостей из зоны СВО: таковых среди собравшихся была едва ли пятая часть. Стоит отметить, что у большинства поднявших руки в боевых действиях сейчас участвуют близкие люди.
В одном из интервью осенью 2023 года глава ВЦИОМ, член президиума Общественного совета при Министерстве обороны РФ Валерий Федоров рассказал, что лишь небольшая часть граждан страны внутренне мобилизовалась и действует по принципу «Все для фронта, все для победы». В число приведенных кандидатом политических наук людей вошли и воюющие, и те, кто в тылу, но имеют активную жизненную позицию по отношению к СВО.
— Эта информационная пропасть рождает риски ее роста в послевоенное время. Часть наших читателей сейчас на передовой, и мы, рассказывая им о таких же парнях, как они, находим отклик и понимание. Что касается аудитории гражданской, — поделился соображениями Александр Ивельский, — то стараемся найти такую форму подачи, которая позволит заинтересовать как можно большее число людей. Рассказывая о солдатах и офицерах, передавая их слова, настроения и чувства от пережитого, надеемся донести до людей подлинное величие подвига российского военно-служащего, а также стараемся дать им возможность понять, какие трудности нашим воинам приходится преодолевать в зоне боевых действий. Но самая важная задача — убедить гражданское общество, что будущее у нас одно на всех и что прямо сейчас за него борется тот самый защитник Отечества.
— Чтобы стать информационным «мостиком» от фронта к тылу, военный журналист должен постоянно развиваться, максимально вникая как в происходящее на линии боевого соприкосновения, так и в причины тех или иных изменений. Иначе материалы не будут достоверными и интересными. При этом если во время общения с героем будущей публикации поднимается проблемный вопрос, бездумно отмахиваться от него, ссылаясь на «сложное время». Это вопрос доверия, — сказал корреспондент «СН». — Поднимать проблему ради шума не стоит никогда, от такого действия будет лишь вред. Однако и молчание в ряде случаев станет неправильным решением. Нашему общему делу поможет грамотное оформление мысли, когда о трудностях пишешь, не сваливаясь в эмоции, а методично констатируешь факты и называешь причины. Тогда велика вероятность, что проблему заметят и устранят.
Сопутствующей задачей, которую решает в том числе и военная пресса, является сохранение достоверной информации для историков. Отделить факты от вымысла исследователям СВО будет сложнее, чем было историкам Великой Отечественной войны из-за возросшего на несколько порядков числа доступных источников информации. И в этом вопросе учёным должны помочь журналистские работы, в которых речь идёт о конкретных людях, с указанием времени и места событий.
— В силу еще небольшого жизненного опыта вы можете недооценивать способность враждебных нашей стране сил добиться изменения мировоззрения людей через переписывание истории. В донецком селе Сладкое я нашёл украинский учебник всемирной истории, изданный в 2012 году. Уже в те годы история России там подавалась как зарубежная, несмотря на абсолютную абсурдность такого подхода. Но к чему это все привело, мы видим сейчас, эта схема работает. Миллионы людей предали своих дедов и прадедов, продали свое прошлое. Поэтому историю своей страны нужно ценить и защищать, — поделился наблюдениями журналист.
Як, Медведь и Карел
История СВО — это история людей, и у каждого из них собственное восприятие фронтовой действительности и уникальный опыт — как боевой, так и эмоциональный. Раскрывая мысли героя, корреспондент делает его более понятным читателю, не вовлеченному в военную тематику. Последнему становятся ясны мотивы тех или иных поступков, переживания и ожидания военного человека от будущего.
На встрече студентов ознакомили с историями троих героев-дальневосточников, о которых в разное время писал «Суворовский натиск». У кого-то из них боевой путь прервался, у кого-то трансформировался, а кто-то и по сей день служит Родине с оружием в руках. Происходящие на передовой события становятся понятнее человеку гражданскому, если подать их через человеческие истории. Читатель замечает, сколь тонка грань между жизнью и смертью на линии боевого соприкосновения (ЛБС), и ценой какого напряжения сил участники СВО отстаивают возможность сограждан жить так, словно сейчас не идёт спецоперация.
— Валера с позывным «Як» успел послужить в батальонной разведке, подразделениях БпЛА и инженерно-сапёрном взводе, — рассказывает о герое своих материалов Александр Ивельский. — Никогда не унывал и всегда искал не причину, почему он этого делать не станет, а возможности выполнить боевую работу. Редакционный телеграм-канал не раз публиковал его видео с передовой, на которых он после выполнения непростых задач с юмором описывал отдельные эпизоды. Был его комментарий и в газете, экземпляр которой я взял с собой в командировку, чтобы передать лично. Но со своей последней боевой задачи он не вернулся, и газету я отправил уже его родным.
Медведь — командир гранатометного взвода. Завоевал уважение и подчинённых, и командования своим подходом к делу: умел добиваться выполнения поставленных задач и при этом берег своих солдат.
— Когда поступил приказ оборудовать новую позицию, Медведь лично пошел проверять подходы, чтобы предотвратить потери среди вверенного ему личного состава. Отступавшие украинцы заминировали путь, и командир обезвредил четыре самодельных взрывных устройства. Однако пятое взорвалось у него в руках. При эвакуации тяжело раненого офицера группу дважды атаковали вражеские FPV, но тщетно. Несмотря на потерянную кисть, сейчас Медведь активно занимается помощью фронту, находясь на постоянной связи со своим взводом.
Карел участвовал более чем в двух десятках штурмовых операций. В свои двадцать с небольшим лет он имеет несколько ранений, государственные награды и уважение однополчан и командиров.
— После каждого ранения Карел возвращался в строй и вновь бил противника. Его опыт по-настоящему уникален, сейчас командование перевело его на полигон, где он учит штурмовиков выполнять задачи так, чтобы высокими были не только эффективность, но и шансы на выживание.
Несмотря на то, что главную работу в зоне боевых действий выполняют военные, место для подвига там есть и у гражданских. Отвечая на вопрос студента, что гражданский человек может сделать на войне, начальник отделения освещения боевой подготовки «СН» Никита Харахорин, ранее командовавший стрелковой ротой на передовой, привел пример жителя Брянской области по имени Сергей:
— Внести свой вклад может любой, было бы желание. Кто-то собирает деньги на «мавики», кто-то плетет сети, кто-то «волонтерит» в госпитале. Но и на передовой гражданский человек может многое. Дядь Серега, как мы его называли, помогал нам постоянно: от элементарного подвоза продуктов на своей «Ниве» до эвакуации раненого. Когда везли нашего связиста «трехсотого», раздался сигнал Булата о дроне-камикадзе поблизости. Через минуту увидели его и своими глазами. Вокруг поле, я в багажнике с антидроновым ружьем, которым в момент пикирования удалось сбить «птицу» с курса и приземлить, она взорвалась на земле. Все это время Дядь Серега следил за дорогой и маневрировал, чтобы дать мне время отработать по FPV. Вот, пожалуйста, человек гражданский, а вел себя как храбрый солдат.
Обратная связь
Во второй части встречи военкоры ответили на вопросы из зала, которые в первую очередь были связаны с личным восприятием молодыми людьми действительности. Студентам было интересно мнение журналистов об изменении мировоззрения у солдат и офицеров, которые продолжительное время находились на передовой.
Отвечая, сотрудники редакции «Суворовского натиска» уточнили, что, хотя каждый случай индивидуален, все же можно выделить и общие закономерности. Если человек попал на войну с уже сформировавшимся мировоззрением, базирующимся на крепких морально-этических принципах, то независимо от возраста его взгляды на жизнь после участия в боевых действиях сильно не поменяются.
Особого внимания аудитории удостоились дневниковые записи фронтовика Даниила Перцева, военного врача, регулярно публикующегося во фронтовой версии «СН», фрагменты которой прозвучали на встрече.
На страницах издания этот автор ведет откровенный разговор с самим собой, что находит отклик у любого человека, хоть раз задававшегося непростыми вопросами: «Кто мы?», «Почему люди рискуют собой за других?», «Что главное в жизни?».
Свою книгу Даниил пока не написал, поэтому на вопрос о площадках, где можно было бы ознакомиться с творчеством автора, студенту предложили следить за редакционным телеграм-каналом и не пропускать выход очередного номера «фронтовички».
Сделать информацию доступной
Материалы о событиях в зоне СВО и ее героях, опубликованные в газете, безусловно, найдут своего читателя. Однако в поисках новых каналов информирования наших сограждан о важных событиях редакция использует и другие способы доведения информации.
— Параллельно с выпуском газеты мы ведем телеграм-канал и страницу «ВКонтакте», — рассказал Андрей Волошенко. — Ребятам в окопе, которые являются важной частью нашей аудитории, на этих площадках читать материалы проще. Кроме того, в присылаемых читателями из зоны СВО сообщениях не всегда хватает фактуры для газетной публикации, а вот к формату соцмедиа они замечательно подходят. Ещё мы наладили выпуск фронтовой версии газеты малого формата, в которой публикуются материалы только о военнослужащих группировки войск «Восток», да и читать её в полевых условиях удобнее.
Встреча со студентами биробиджанского вуза фактически сама по себе стала еще одним способом рассказать гражданам о героях СВО. После сообщения о ней в телеграм-канале координационного центра университета в редакцию обратились представители других учебных заведений с предложением о проведении подобных встреч с их студентами. Вопреки расхожему мнению, потребность общества в печатных СМИ не просто не утрачена, а при известном желании и упорстве коллектива будет только расти.