Общество
В пункте управления отряда БпЛА группировки войск «Восток» приморские военнослужащие оборудовали настоящую лабораторию. Здесь бойцы готовят квадрокоптеры к боевой работе, подбирают боеприпасы для сбросов, а также непрерывно учатся — совершенствуют навыки пилотирования дронов на виртуальных тренажерах. Уже почти год этот отряд, носящий имя «Медведи», на южнодонецком направлении выполняет задачи по обнаружению, уничтожению личного состава и бронетехники ВСУ. О боевых буднях операторов «птичек» корреспонденту «Суворовского натиска» рассказал командир подразделения с позывным «Богомол».
Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в пункт управления к «Медведям», его тщательная маскировка: камуфляжные сети и выносные антенны позволяют скрыть блиндаж от посторонних глаз. А второе, конечно же, передовое техническое оснащение. У приморцев есть всё для эффективной работы беспилотников на линии боевого соприкосновения (ЛБС).
— В этом классе находятся мониторы, на которые непрерывно поступает картинка с камер беспилотников. Операторы мониторят обстановку на передовой в режиме реального времени и передают информацию друг другу, — рассказывает офицер. — Здесь парни проводят почти всё время, так как дроны — это их глаза на поле боя. А бой никогда не прекращается.
Два года назад Богомол окончил Новосибирское высшее военное командное училище. Вскоре после распределения к месту службы он отправился в зону СВО, где выполнял задачи в составе мотострелковой роты. Узнав о том, что в бригаде формируется большое подразделение БпЛА, сразу же попросил командование помочь с переводом:
— Мне было интересно попробовать себя в новой роли. С детства я увлекаюсь компьютерами, а также портативной электроникой. С закрытыми глазами могу собрать, перебрать, отремонтировать любой смартфон. И эти знания пригодились на войне, а опыт пришел со временем. Кроме того, боевые товарищи встретили хорошо, несмотря на мой возраст — в коллективе я младше всех.
В первый месяц службы командиром «Медведей» офицер отметился высокими профессиональными результатами: почти ежедневно отряд вычислял места скоплений живой силы и техники противника, даже вдалеке от ЛБС. Работа операторов расчетов была «заточена» на быстроту и внезапность.
— Сначала волнуешься, даже руки иногда трясутся от адреналина, но со временем разведка становится рутиной, — делится офицер. — И все мысли только о том, как засечь врага, не попасть в поле зрения ПВО и уйти от обстрела. Последнее — особенно важно, так как часто приходится работать в паре километров от передовой. Наши позиции полностью досягаемы для ВСУ.
Богомол вспоминает об одном из эпизодов боев за Великую Новоселку, в ходе которого военнослужащие скрывались от преследования украинских дроноводов, корректировавших огонь артиллерии по «Медведям». Приморцы не прекратили выполнять задачу, до последнего оставаясь на позиции:
— У населенного пункта, в одной из множества лесополос, враг выставил наблюдательные пункты, чтобы остановить наше наступление. Найти и уничтожить их было необходимо как можно раньше. Почти трое суток расчеты «мавиков» вели наблюдение за дорогами, подходами, отслеживали ротацию. Боевики, в свою очередь, вели контрборьбу и искали места дислокации беспилотных подразделений. Быстрее оказались мы, но первый удар нанесли они. Наш откат проходил под звуки рвущихся снарядов и кружащей в небе «Бабы Яги». К счастью, товарищи остались живы и вернулись на базу в приподнятом настроении: главная задача была выполнена, и позиции ВСУ уничтожили точечными ударами из САУ.
Весной объем боевой работы отряда лишь увеличился. «Медведи» оказывали поддержку штурмовикам при освобождении ряда сел Донецкой Народной Республики, вскрывая укрепрайоны боевиков. Иногда артиллерия приходила на помощь, но чаще всего действовали сами.
— FPV-дроны — очень эффективное средство в уничтожении опорников противника: атакуют точнее, быстрее. И даже активно использующиеся комплексы радиоэлектронной борьбы не всегда могут сдержать воздушный налет. На счету подразделения за один лишь май более сотни пораженных целей — от солдат до натовской техники.
В мастерской пункта, находящейся в соседнем классе, операторы перепрошивают и ремонтируют беспилотники, а также модифицируют их под любые задачи. Опытные воины стараются не обращаться за помощью к ремонтникам, чтобы сэкономить драгоценное время.
— В этом помещении хранятся заготовки для сбросов с дронов и распечатанные на 3D-принтере хвостовики. Наши расчеты в основном для сбросов используют ВОГи. Разлет осколков у них семь метров — очень эффективно против живой силы противника. Также возможно вывести из строя и его легкий транспорт. Быстро подготовить боеприпас можно именно здесь в течение нескольких минут, — говорит Богомол.
В ходе беседы он неоднократно признавался, что рад находиться на своей должности. Во многом из-за того, что работа «Медведей» приносит пользу тем, кто воюет с ними бок о бок и напрямую зависит от своевременной поддержки с воздуха:
— Главное — это выполнить поставленную задачу и сберечь как можно больше жизней боевых товарищей. И хоть враг сопротивляется, но победа однозначно будет за Россией. Мои «Медведи» будут и дальше уничтожать любого, кто пришел на нашу землю сеять смерть!