Долг, честь, Родина
logo

Общество

Долг, честь, Родина

Виктория ПЯТКОВА, фото из архива

С армией лейтенанта Сафронова с позывным «Турист», награжденного двумя медалями «За отвагу», медалью Жукова и орденом Мужества, познакомила, как и многих, срочная служба. После нее уйти на гражданку уже не мог — нашел свое место в жизни.

Есть на кого равняться

О военной карьере Эдуард не то чтобы с детства мечтал. Хотя в истории его семьи воины были: прадед воевал в Великую Отечественную, награжден медалью «За отвагу». А дед — афганец, летчик.

— С прадедом я познакомиться не успел, — рассказывает наш герой. — А вот деда застал. Правда, он не любил вспоминать про войну. Однажды мне бабушка рассказала, что деда подбили, но он сумел успешно посадить свою боевую машину.

Гены это или случайность, а Эдуард выбрал военную стезю. С 2013 года в строю. Годом позже подписал контракт и стал уже кадровым военным в бригаде специального назначения. Ее он описывает кратко, но емко.

— Это братство. Там каждый за своих горой. Наверное, именно это меня и покорило: я, выпускник техникума, мальчишка еще, проникся этим духом. В спецназе все живут понятиями «долг», «честь», «Родина». Это настоящая мужская работа.

Практически сразу после подписания контракта Эдуарда отправили в боевую командировку. А потом еще в одну. И еще. Одна из них — в Сирию. А с 24 февраля 2022 года — на СВО.

— Помню, матушка переживала перед моей отправкой в Сирию: чужая страна, там совсем другие люди, другая религия. Ей представлялось, что раз они другие — значит, свирепые и беспощадные. А вот перед отправкой на Украину, по злой иронии, была куда спокойнее.

Своих не бросаем

Там, на изюмском направлении, случилась первая большая потеря для Туриста.

— Взяли высоту. Продержались ночь, а под утро начался минометный обстрел. А я в тот момент как раз вышел из своего блиндажа, пошел в соседний — за сухпаем, голод не тетка все-таки, есть уже хотелось. И тут обстрел. Прилетело прямо в блиндаж к парням. Все мое отделение погибло, все четыре парня.

Оправился Турист быстро. На войне, говорит, быстро черствеешь — так надо, иначе не справишься.

— Комбат на меня посмотрел, спросил, мое ли отделение. Сказал моему командиру, мол, сержанта этого пару дней не трогать. Я напрочь отказался. Еще не хватало. Боевые задачи ждут. Да так и проще…

Потерь у Туриста еще было немало: спецназ бросают в самые жесткие точки. Сам он много раз был ранен. Первое ранение получил под Изюмом — снаряд прилетел рядом с окопом. Ему повезло, осколок прошил мягкие ткани икры, кости не задело. Ну и легкая контузия. Оправился быстро. А вот под Павловкой уже дело было куда серьезнее: граната противника прилетела прямо рядом с ногой.

— На адреналине пару часов бегал, прыгал. Потом — госпиталь.

Всего у Туриста было 75 боевых задач. Он помнит все, какие-то, правда, ярче. Одна из таких была на изюмском направлении. Там Эдуард вынес с поля боя тяжелораненого командира своего отделения и затем сам занял его место. На вопрос, как это было, шутит.

— Как в лучших боевиках, наверное. Не было времени размышлять. Увидел, что в него попали, выбежал, пока парни меня прикрывали, бросил его на себя и побежал к своим. Подлатали его. Он и сейчас служит, недавно второй ребенок родился.

За спасение командира Эдуард Сафронов был удостоен ордена Мужества. Наградой он гордится, но уверен: так поступил бы любой из его парней. Потому что в спецназе своих не бросают.

Главное — действовать

Участие в боевых задачах спецоперации окончилось для Туриста под Угледаром. В ходе выполнения боевой задачи он вместе с товарищем попал под гранату с дрона. Тут тоже повел себя геройски: закрыл сослуживца собой. Сам получил тяжелое ранение в живот.

— Чудом жив остался. Полтора километра шел к своим, а по пути меня противник добивал: дронами, минометами… Получил еще парочку ранений, в руку и ногу. Еле дополз до своих, метров сто оставалось, думал, сознание потеряю. Но собрался из последних сил. Понимал, что, если сдамся, погибну.

Дальше — срочная операция в полях, затем — Москва, госпиталь Вишневского, реанимация. Там Эдуард очнулся и решился позвонить жене.

— Она у меня, правда, после четвертого моего ранения уже была крепкая, подготовленная, — улыбается герой. — Просто сказала: «Я выезжаю». Очень благодарен ей за поддержку, весь месяц в Москве она была рядом.

По возвращении в Хабаровск у Эдуарда начался долгий и сложный период реабилитации. В глубине души он понимал — отвоевался. Но хотел к своим ребятам.

— У меня часть кишечника вырезали — а уже снаряжение себе новое заказывал. Мысли комиссоваться не допускал. Но понимал все-таки, что, возможно, нужно будет чем-то жертвовать. Так меня уговорили стать инструктором в центре боевой подготовки. И не пожалел: мы передавали свой опыт нашим ребятам, добровольцам, офицерам, всем, кому предстояло отправиться на передовую. Уверен, эти знания помогли кому-то из них спасти свою жизнь и жизни товарищей.

В качестве инструктора Эдуард еще несколько раз выезжал в зону спецоперации. А сейчас он — старший офицер по военно-политической работе в управлении бригады. Недавно получил звание лейтенанта. Кстати, высшее образование получал… выполняя боевые задачи.

— Учился в ТОГУ на заочке по направлению физической культуры, приезжал в отпуска по ранениям, сдавал зачеты на костылях, — смеется Турист. — Преподаватели понимающие у нас, проблем никаких не было.

Кстати, направление Эдуард выбрал неслучайно: с детства он занимался самбо, является мастером спорта, побеждал на чемпионатах ВВО, защищая честь родной бригады.

Несмотря на сложности, бросать спорт Турист не собирается. Также активно занимается общественной работой — он возглавляет Ассоциацию ветеранов СВО Хабаровского края. Там помогают действующим военным решать различные проблемы: начиная от получения выплат и льгот, заканчивая бытовыми, а еще оказывают всяческую поддержку комиссованным ветеранам.

— Важно, чтобы те, кто получил инвалидность, не засиживались дома, жалея себя. Программ сейчас море, в том числе адаптационных. Работу тоже можно найти, если что, мы поможем. Главное — действовать.

А еще Эдуард стал одним из первых выпускников программы «Герои Vостока». Там он вместе с товарищами на протяжении года изучал основы государственного и муниципального управления.

— Программа очень полезная. И, знаете, я согласен с тем, что из ветеранов СВО могут получиться хорошие чиновники. Эти ребята вылезли из окопов. Они теряли товарищей, видели лишения, боль. У них другие ценности.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)