Дроновод специального назначения
logo

Общество

Дроновод специального назначения

Александр ИВЕЛЬСКИЙ, фото автора

Оператор разведывательного коптера с позывным «Реджи» в школьном возрасте интересовался вертолётами на радиоуправлении и старательно овладевал нужными для полёта навыками. Теперь военнослужащий бригады спецназначения группировки войск «Восток» наносит невосполнимый урон врагу и продолжает совершенствоваться как профессионал. 

Путь в небо 

Реджи участвует в специальной военной операции около двух лет. Командование, зная о наличии у него опыта работы с летательными аппаратами, предложило воину пройти обучение на оператора БпЛА.

Квадрокоптерами Реджи увлёкся ещё в 12-летнем возрасте, когда родители подарили ему первый дрон. Позже юный авиатор купил коптер в магазине игрушек и самостоятельно дооборудовал его аппаратурой наблюдения.

– Приделал к нему камеру, которая работала по wi-fi, и батарейки увеличенной мощности. Он летал в радиусе 20 метров от меня и давал «картинку» на смартфон. Для саморазвития и отработки чёткого контроля управления цеплял к нему пакетик чая и заваривал ароматный напиток, зависая над кружкой, – улыбается Реджи.

К службе по призыву будущий спецназовец готовился заранее. За три школьных года в «Юнармии» военная тематика заинтересовала настолько, что Реджи твёрдо решил связать жизнь с ратным делом. После службы по призыву он заключил контракт с Министерством обороны РФ и был зачислен в бригаду специального назначения, где служит по сей день.

– Неделя у меня ушла, чтобы разобраться с нюансами именно профессионального «Мавика», а дальше я стал изучать его «мозги», – вспоминает Реджи первые шаги в качестве военного дроновода. – Сейчас мне не составляет никакого труда перебрать «Мавик», поменять детали. Техническое его устройство мне понятно полностью. 

Боевая работа 

Первой задачей по профилю у Реджи стала разведка в районе посёлка Новодонецкое в ДНР. Находясь в пяти километрах от линии боевого соприкосновения, расчёт запускал дрон и вёл наблюдение за движением личного состава и техники противника.

– В тот раз возникла попутная задача, я должен был корректировать работу 120-мм миномёта. Получилось у нас хорошо, все цели были поражены. На каждую ушло не более четырёх мин, – говорит оператор.

Настоящее качество в управлении, по мнению Реджи, приходит с опытом. Ежедневные полёты позволяют сделать заброс гранаты в небольшую по размеру цель рядовым действием, не представляющим особой сложности. Даже в трубу диаметром 120-мм можно доставить «посылку», если подойти к вопросу творчески.

– Есть люди, которые закидывали снаряд с помощью верёвочки, – рассказывает Реджи. – Привязывали к устройству для сброса трёхметровый шнур, опускали в трубу гранату и отцепляли верёвку от дрона. Что касается такой цели, как вход в блиндаж, там надо кинуть так, чтобы боеприпас пошёл по определённой траектории. Для этого его нужно подтолкнуть и закатить в «лунку». Понимание физики и геометрии этих действий приходит с опытом, – делится секретами мастерства Реджи.

Находясь на наблюдательном пункте во время управления квадрокоптером, он контролирует обстановку вокруг: секундная потеря бдительности может привести к непоправимым последствиям. Однако, признаётся он, мысли его там, где летит «птица».

– Большей частью сознания я там, в воздухе. Зная, что противник хорошо маскируется, ты должен понять, что именно там находится, какая конкретно цель скрыта от взора. От этого зависит то, чем мы будем наносить поражение. Может, сами сбросом справимся, может, туда FPV нужен, а может только «артой» возьмём. Поэтому, когда я веду разведку, будто бы сам туда переношусь, настолько высока концентрация на задаче, – говорит воин.

Среди помех для БпЛА Реджи выделяет ветер и работу вражеских систем РЭБ. И то, и другое требует от оператора определённых усилий, компенсирующих воздействие негативных факторов. Иногда требуется и схитрить, чтобы ввести противника в заблуждение.

– Бывало, что получалось обмануть противников и зайти с тыла, – увлечённо рассказывает Реджи. – Облетел большим кругом и подошёл к ним с неожиданной стороны. Стоят, думают, их это «птица» или нет. Пока они разбираются, связываются с соседями, проходит обычно пара минут. Я успеваю найти нужную мне цель: пулемёт или миномёт, например.

Говоря о ветре, военнослужащий уточняет, что чем сильнее ветер, тем меньше время работы из-за возросшего расхода энергии батареи.

– С ветром бороться невозможно, но его нужно учитывать. На ведение разведки он не особо влияет, это больше для сбросов критично, – поясняет он. – Если ветер сильный, то бросать точно сложно. Нужно просчитать траекторию и понять, как ведёт себя снаряд. А ошибиться нельзя. Враг поймёт, куда ты метишь, и переместит цель в другое место, попытается её спрятать. Ну и в третий раз тебя уже встретят РЭБом.

В подобных случаях Реджи берёт паузу в несколько часов по этой точке и даёт бдительности противника уснуть. А следующий «визит», как правило, завершается положительным результатом. 

Открыть люк с воздуха 

Подразделение Реджи в 2023 году вело активные боевые действия в районе села Урожайное в ДНР. Сломив сопротивление боевых порядков ВСУ, российские солдаты принудили их к отступлению. Прикрыть бегство защитники киевского режима собирались, минируя дороги. На одной из них для доставки противотанковых мин украинцы использовали бронетранспортёр М113 производства США.

Заокеанскую технику остановил расчёт ПТУР бригады спецназначения. Выпущенная истребителями танков ракета попала в гусеницу и машина «разулась». Вэсэушники выкинули из десантного отсека пару тээмок и решили спасаться бегством.

– Вместе с расчётом мы полетели осмотреть подбитую технику. Десантный отсек был открыт, заглянули, а там штук двадцать уже взведённых мин лежит! – живо описывает увиденное Реджи. – Для сброса нужно было открыть верхний люк. Мой товарищ снарядил тротиловые шашки. Скинули точно на крепление люка и после второго раза он вылетел. Завершающим действием стал сброс в десантный отсек гранаты. Взорвалась она, сдетонировали мины. Приличный взрыв получился, М113 всю разорвало. 

Профессиональный характер 

Бригада, в которой служит «птичник», выполняет специальные задачи, что следует из её названия. Принадлежность к элите Вооружённых Сил России делает невозможным сценарий, когда поставленная задача не будет выполнена. Осознание этого помогает военнослужащим добиваться успехов как в подготовке, так и на боевых задачах.

– Я и мои товарищи отдаём себе отчёт, что служим в спецназе. Это понимание здорово мотивирует. Поэтому стараемся развиваться как профессионалы, чтобы результаты нашей работы были всё лучше и лучше. В честь Дня подразделений специального назначения хочу пожелать всем причастным, чтобы дома было всё хорошо, чтобы вы берегли себя и вернулись домой живыми, – поздравил Реджи соратников, проходящих службу в спецназе, с прошедшим профессиональным праздником.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)