Маршал-дальневосточник
logo

Общество

Маршал-дальневосточник

Станислав СЛИВКО, кандидат исторических наук, заведующий Военно-историческим музеем Дома офицеров ВВО, фото из архива музея

1 декабря исполнилось 135 лет со дня рождения Василия Константиновича Блюхера – крупного советского полководца, первого кавалера орденов Красного Знамени и Красной Звезды, одного из первых пяти маршалов Советского Союза. В жизни и судьбе Блюхера Дальний Восток занимает особое место – именно здесь уроженец Ярославской губернии достиг зенита своей славы.

Впервые Василий Блюхер появился на Дальнем Востоке в 1921 году. К этому времени он уже был одним из прославленных военачальников Красной армии с солидным послужным списком. Несмотря на то, что в 1916 году после полученных на фронтах Первой мировой войны ранений Блюхер был признан не годным к несению военной службы, военный опыт пригодился молодому большевику во время революционных событий и в начавшейся Гражданской войне. Он стал одним из организаторов Красной армии в Самаре, успешно воевал против мятежного атамана Дутова.

Во время восстания Чехословацкого корпуса рабочие отряды южного Урала оказались отрезанными от Красной армии и перешли к партизанским действиям. Возглавивший их Блюхер реорганизовал партизанские отряды в полки, батальоны и роты, и Южноуральская армия, выросшая до 10,5 тысячи штыков и сабель, с боями отправилась на соединение с Восточным фронтом Красной армии. Дезорганизовав тыл Белой Сибирской армии и Чехословацкого корпуса, она содействовала наступлению войск Восточного фронта Красной армии осенью 1918 года.

В дальнейшем Блюхер командовал 30-й и 51-й дивизиями, воюя на Восточном фронте против войск адмирала Колчака до полного разгрома белых войск к началу 1920 г. Во главе 51-й дивизии Блюхер принял активное участие в разгроме войск генерала Врангеля в Крыму – его дивизия отличилась в боях за Каховский плацдарм и сыграла решающую роль в штурме Перекопа.

Командующий фронтом М. Фрунзе писал: «51-я дивизия в последних боях против Врангеля покрыла себя неувядаемой славой. Невзирая на тяжёлые жертвы, в обстановке невероятных лишений, она до конца выполнила свой долг перед Республикой и, потеряв 75 % состава, штурмом овладела всеми линиями обороны противника, пробив своей грудью дорогу в Крым».

С поражением войск Врангеля окончилась Гражданская война в европейской России, но на Дальнем Востоке, на юге Приморья под покровительством продолжавшей интервенцию Японии было создано Белое Временное Приамурское правительство. Цель его была ясна – борьба против образованной под руководством большевиков в 1920 г. Дальневосточной республики. Организованная из остатков войск атамана Г. Семёнова и генерала В. Каппеля Белоповстанческая армия стала готовиться к боевым действиям против ДВР.

27 июня 1921 года В. Блюхер был назначен председателем Военного совета, главнокомандующим Народно-революционной армии Дальневосточной республики и военным министром ДВР. Несмотря на серьезные трудности в обеспечении армии, он сумел предпринять ряд мероприятий, направленных на повышение боеспособности НРА ДВР. В августе 1921 г. в Дайрене открылись переговоры между делегациями Японии, ДВР и Советской России.

Япония выдвинула «17 требований», которые содержали в себе условия вывода своих войск с Дальнего Востока и в случае их принятия ставили наш регион в положение японской полуколонии. Чтобы подкрепить свои притязания, японская сторона прибегла к военно-политическому шантажу при помощи белых войск – в конце ноября начался Хабаровский поход Белоповстанческой армии.

В течение декабря белые заняли Приморье, 22 декабря овладели Хабаровском, но были остановлены в районе станции Ин. В январе 1922 г. происходили бои между станциями Ин и Волочаевка, в итоге фронт стабилизировался и белоповстанцы перешли к обороне, избрав господствовавшую над местностью сопку Июнь-Корань центральным узлом своих позиций. Блюхер организовал передислокацию из Забайкалья свежих частей НРА, боеприпасов и снаряжения и 28 января 1922 г. прибыл для непосредственного руководства боевыми операциями на станцию Ин.

В результате разработки и осуществления плана Волочаевской операции после двух штурмов Волочаевки и флангового обхода Забайкальской группы НРА белые войска к 12 февраля оказались разбитыми и, чтобы избежать окружения, начали стремительное отступление на юг Приморья. Волочаевская победа стала переломным событием – она привела к глубокому кризису белого режима и ускорила вывод японских войск с Дальнего Востока, приблизив завершение Гражданской войны и интервенции в регионе, а также воссоединение Дальнего Востока с Советской Россией.

После Волочаевской победы Блюхер был отозван с Дальнего Востока и занимал различные команд­ные должности в Москве и Петрограде, однако в 1924 г. его направили в Китай – главным военным советником правительства Сунь Ятсена, которое вело борьбу за объединение и освобождение Китая. В Китае он находился до 1927 г., а в 1929 г. прибыл на Дальний Восток, чтобы возглавить созданную Особую Дальневосточную армию (ОДВА) и защитить дальневосточные рубежи от военных провокаций диктатора Маньчжурии Чжан Сюэляна, которого иностранные державы подталкивали к войне против СССР. Советская администрация Китайско-Восточной железной дороги (1929) была отстранена от управления, сотни советских граждан брошены в тюрьмы и подвергнуты репрессиям.

Под командованием Блюхера ОДВА проводила на территории Маньчжурии ряд стремительных военных операций против многократно превосходящих её в численности китайских войск – Сунгарийскую, Мишаньфусскую, Маньчжурско-Чжалайнорскую. В результате 22 ноября 1929 г. в Хабаровске был подписан протокол, который восстановил действие советско-китайского договора 1924 г., и конфликт на КВЖД закончился победой СССР.

Блюхер остался на Дальнем Востоке и продолжил возглавлять Особую Дальневосточную армию, ставшую в 1930 г. Краснознамённой за заслуги во время боёв на КВЖД. В последующие годы ОКДВА играла большую роль в развитии Дальнего Востока – готовила кадры для индустриализации и коллективизации, участвовала в строительстве Комсомольска-на-Амуре, бойцы и командиры помогали развитию промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, образованию и культуре. И, разумеется, в условиях военной опасности, которая стала ещё более отчётливой после японской оккупации Маньчжурии в 1931 году, особое значение имело укрепление обороноспособности региона.

В центре этих событий стоял В. Блюхер. Об одном из первых маршалов слагали песни, писали стихи и очерки, многие гордились тем, что им удалось служить под началом Блюхера или просто встретиться с прославленным полководцем в торжественной или будничной обстановке. Георгий Жуков писал об этом в своих воспоминаниях: «Я был очарован душевностью этого человека. Бесстрашный боец с врагами Советской Республики, легендарный герой, В.К. Блюхер был идеалом для многих. Не скрою, я всегда мечтал быть похожим на этого замечательного большевика, чудесного товарища и талантливого полководца».

Тем не менее события 1937–1938 гг. привели к трагическому финалу командующего ОКДВА. Политические репрессии затронули и армию, на почве чего возник конфликт между НКВД и Блюхером, который пытался оказывать сопротивление арестам командиров. Участие самого Блюхера в суде по делу М. Тухачевского, по оценкам исследователей, морально надломило маршала и привело к ошибкам во время отражения японской агрессии у оз. Хасан (29 июля – 11 августа 1938 г.).

Несмотря на то, что хасанские бои завершились победой над вторгшимися на территорию СССР частями японской армии, созданная для расследования обстоятельств конфликта специальная военная комиссия выявила ряд серьёзных недостатков в подготовке войск. Отправленный ранее для лечения и отдыха в Сочи Блюхер был вызван в Москву и арестован с членами семьи 22 октября 1938 года. Его доставили во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке. Опальный маршал прошёл через 21 допрос, после чего, по официальной версии, скоропостижно скончался от закупорки лёгочной артерии тромбом. По многочисленным свидетельствам, в отношении арестованного полководца применялись пытки, которые и привели к гибели.

Уже после кончины Блюхер был лишён звания маршала и приговорён к смертной казни за «шпионаж в пользу Японии, участие в антисоветской организации правых и в военном заговоре».

До 1956 г. имя Блюхера было предано забвению и не упоминалось в литературе даже в связи с историческими событиями, в которых он играл главную роль или принимал активное непосредственное участие. 9 марта 1956 г. В. Блюхер и оставшиеся в живых члены его семьи были реабилитированы и полностью восстановлены в правах.

А далее началась долгая и кропотливая работа по сбору материалов о жизни и деятельности Блюхера, увековечению его памяти и восстановлению доброго имени. В этой работе принял активное участие Военно-исторический музей КДВО, открывшийся 9 мая 1984 года. Сотрудники музея вели переписку с членами семьи В. Блюхера – дочерью Зоей Васильевной и вдовой Глафирой Лукиничной. Они помогали музею восстановить детали повседневной жизни маршала во время его пребывания на Дальнем Востоке, передали в коллекцию музея его личные вещи и книги.

В музее была организована и ныне действует экспозиция «Рабочий кабинет маршала В.К. Блюхера», где находятся принадлежавшие ему вещи из личного кабинета командующего ОКДВА – стол, настольная лампа, часы, письменный прибор, стулья и т.д. С 1987 г. в составе уличной экспозиции музея представлен типовой вагон командующего, более известный как «вагон В.К. Блюхера». Именно в таком вагоне размещался штаб Блюхера во время его поездок по Советскому Союзу и Дальнему Востоку СССР. Работа по изучению и популяризации истории жизни и деятельности В. Блюхера продолжается. В Военно-исто­рическом музее Дома офицеров ВВО в ноябре-декабре 2025 г. запланированы мероприятия, посвящённые Василию Константиновичу Блюхеру.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)