Общество
Качество реагента «Бионорд» обсудили и проверили на практике специалисты дорожной отрасли.
На базе МБУ «Южное» состоялось совещание с участием представителей Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ), городского управления дорог и внешнего благоустройства и подведомственных ему структурных подразделений. Заместитель мэра по промышленности, транспорту и работе с правоохранительными органами Андрей Горшенин отметил, что в городе в больших объемах используется песко-соляная смесь, но хотелось бы перейти на более экологичные и безопасные для окружающей среды материалы.
Как уйти от ПСС
— Нам сегодня нужно понять, где мы недорабатываем или неправильно применяем технологические параметры материала, что сказывается на его эффективности, — подчеркнул Андрей Владимирович. — Хотелось бы услышать разъяснения по этим вопросам. Нам нужно достичь результата, чтобы уйти от применения на дорогах песко-соляной смеси (ПСС).
— Противогололедных материалов, которые применяются в населенных пунктах страны, достаточно, — объяснил советник генерального директора УЗПМ Евгений Немировский. — Это жидкие, двухфазные, комбинированные и твердые. В Хабаровске вы используете последний вид материала. В нем имеется определенный набор компонентов: плавящая способность, температурный режим применения, кристаллизация, внешний вид и т.д. Мы поставляем вам «Бионорд», который применяется при отрицательных температурах. В Хабаровске даже создали собственный хаб — склад временного хранения пяти тысяч тонн этого материала для других предприятий региона. И жалоб от них не поступало.
Участники совещания согласились, что это универсальный материал. Но при этом отметили, когда сильный ветер, гранулы работают недостаточно эффективно, так как их просто сметает с дороги.
— Возможно, неправильно идет разбрасывание, — согласился представитель завода. — Мы готовы посмотреть его в действии, если надо, еще раз в независимой лабораториипроверить качественные параметры. Тогдаможно будет делать выводы, соответствует или нет «Бионорд» ГОСТу. Мы готовы даже заменить всю партию.
Что влияет на эфективность
Никто из присутствующих не усомнился в надежности поставщика, который, безусловно, дорожит своей репутацией. И если бы он выпускал некачественный материал, об этом стало бы известно от других потребителей.
— Но есть нюансы: специалисты говорят, что заправляют машины по инструкции, но материал не работает, а просто лежит на обочине, — добавил Андрей Горшенин. — Осмотрите наши комбинированные машины, может быть, мы действительно что-то не так делаем.
Оказалось, что мороз и сильный ветер стали темой исследования для УЗПМ еще в 2019—2020 годах, когда на заводе искали пути, чтобы используемый «Бионорд» не сдувался с проезжей части.
— Ветер силой 15 метров в секунду просто разметает гранулы, — подчеркнул Евгений Немировский. — Конечно, если его отнесло в прибордюрную зону, толку от него нет. Такую проблему может решить другой материал — двухфазный, который смачивается, улетать он точно уже не будет. В поставляемом нами материале присутствуют два компонента, которых вполне достаточно для того, чтобы плавить снег и не наносить вред окружающей среде. Считаю, что материал вполне качественный. Вот вы говорите: не работает. Он за 15 минут не может расплавить снег, ему нужно минимум три часа, потом его нужно смести, иначе он замерзнет и вы получите вторичный гололед. И лучше все его свойства проявляются на дороге, если по ней беспрерывным потоком идут машины, вдавливая шинами гранулы в снег, от этого эффект лучше.
— Мы даже создали Национальную ассоциацию зимнего содержания дорог, которая помогает содействовать дорожно-транспортной отрасли в борьбе с зимней скользкостью, — вступил в разговор заместитель генерального директора этой структуры Павел Криушин. — Мы работаем со многими субъектами в области снегоуборки. В идеале получается такая картина: обработали проезжую часть, материал протопил снег, и следом его убрали. То есть он позволяет в течение трех или четырех часов держать дорогу без наката, обесечивать безопаснось и уменьшать скольжение. Но реагент не должен растопить весь снег на автотрассе. Он служит завершающей стадией во время уборки, чтобы ликвидировать накат.
Противники и сторонники
Начальник городского управления дорог и внешнего благоустройства Сергей Егоров отметил, что в начале сезона, когда было -10, работали исключительно реагентом. И ни у кого вопросов к качеству уборки не возникало. А сейчас они появились.
— Наше предприятие и при более низких температурах использует реагент вполне успешно, — заметил директор МБУ «Север» Виталий Колтанюк. — Закупили его больше других. Улицу Серышева обработали, покрытие стало влажным, снег расплавился. Занос при торможении мы проверили на своей машине — его не было. Если с первого раза не очистили дорогу, следует повторить обработку, но уже в меньших дозах, тогда результат появится. Постоянно ищем какие-то новые варианты использования реагента, нас он устраивает.
— А нас «Бионорд» не устраивает — возразил и.о. директора МБУ «Южное» Сергей Пустовалов. — Он замерзает. Нашли аналог вашему реагенту у соседей в Приморье, вот тот действительно работает, и сметать его не нужно. Обработали им посадочные площадки на центральной улице, и там даже наледь не образовалась.
— Экспериментально закупили два мешка, — добавил главный инженер МБУ «Южное» Виктор Нестеренко. — Опробовали смесь в разные по температурным параметрам дни. У материала в характеристике прописано, что он работает до -31 градусов С. Так оно и есть. Вручную обработали тургеневскую лестницу, лед весь расплавился, вода даже не замерзла за ночь и вся выморозилась. Оба материала стоят примерно одинаково. А вот доставка в нашем случае более удобная, можем машину во Владивосток отправить и привезти, а из Перми только вагонами. Если мы обработали дорогу «Бионордом», то через какое-то время надо снова ехать на этот участок и сметать его. А владивостокским материалом просыпали проезжую часть или остановку и забыли о них. Так что выгоднее?
В ожидании результата
В кабинете стало тихо, будто каждый из присутствующих задумался над тем, а что же действительно выгоднее для города: переходить на более современные методы уборки дорог или продолжать засыпать их песко-соляной смесью зимой, а потом до июля вывозить этот песок на полигон.
— Каким бы ни был материал, он должен работать, — подчеркнул Андрей Горшенин. — Изучите наши технологические карты, скорректируйте их, чтобы мы не рассуждали, что и как делать, а исполняли бы разработанную методику, тогда и результат, наверное, появится. Мы добьемся применения реагента, следует уходить от ПСС. Машинистов надо направлять на обучение, машины готовить соответствующим образом. Так должно быть. Задача всем перейти на реагент. Мы за экологию, за эстетику и безопасность движения. Нужно дойти до истины и решить эту проблему.
Представители уральского завода не отказались от предложения по подготовке техники к зимнему периоду, в обучении персонала, который обслуживает машины дорожные комбинированные, и в других вопросах, связанных с применением «Бионорда». Это на ближайшую перспективу. А пока дорожники продолжают сыпать на проезжую часть песко-соляную смесь чтобы избежать образования скользких участков. По-другому не получается.