Сэвэны рядом с нами
logo

Общество

Сэвэны рядом с нами

Юлия ВОЛКОВА, фото автора

В буквальном смысле прикоснуться к нанайской культуре можно в самом центре Хабаровска.

Этноцентр «Сэвэн» разместил свои экспонаты с национальным колоритом по адресу: Тургенева, 80. Ознакомиться с ними может любой желающий. Зачастую сюда приходят целыми группами, например, школьными классами. Как правило, работает сарафанное радио: впечатления от увиденного передаются из уст в уста.

Сэвэны — это культовые деревянные скульптуры нанайцев, которые выполняли двоякую роль: воплощали болезни и служили помощниками шаманов. Внешний вид сэвэна определялся шаманами, которые видели духа во сне. Изготовление поручалось мастеру-резчику.

Подробная детализация запрещалась, так как через черты конкретного животного или человека (верхние конечности, глаза, ноздри) дух мог негативно воздействовать на людей. Поэтому скульптуры довольно условные, несмотря на то, что вполне можно узнать, кого хотел изобразить их автор. При этом сэвэны могут быть самых разных размеров: от крошечных, с человеческую ладонь, и до двухметровых гигантов.

Началось с экскурсий

f160035a-3d8f-423e-aede-765121c5fa84.jpg

Хозяйка этноцентра Елена Жгулева рассказывает, что идея его создания родилась у нее давно. С тех времен, когда она возила на экскурсии группы в Нанайский район. Все чаще возникало у Елены желание продемонстрировать людям национальный колорит коренных малочисленных народов Севера, предметы быта, культуры.

— Хотелось показать и вышивку, и шаманский бубен, и нанайские платья, жилище, — говорит Елена Жгулева. — Тогда же я сама научилась работать с рыбьей кожей и стала проводить на Утесе мастер-классы по ее выделке.

По мере того как коллекция национальных экспонатов пополнялась и уже невозможно стало перемещать всю ее в сумке, возникла идея снять помещение и организовать в нем что-то вроде музея.

— Дело в том, что я сама нанайка, — удивляет меня Елена (внешне она совсем не похожа на представителя КМНС). — Бабушка по маминой линии у меня нанайка, а предки по папиной линии — белорусы, которые пришли в свое время осваивать Дальний Восток и основали село Синда, где я и родилась.

Все смешалось в селе нанайском

aa5820cc-f9a7-4d3b-9561-c3f2058a4464.jpg

Сейчас селу больше ста лет, и до сих пор там проживают носители и белорусской, и нанайской культуры. Но больше все же метисов, как Елена.

— Культура нанайцев очень интересная, самобытная, — продолжает Елена. — При этом достаточно понятная и красивая. А материалы для изготовления любых предметов и вещей используются самые экологичные, натуральные.

Прикладное мастерство, кулинария (а также и обычаи) передаются у нанайцев из поколения в поколение. К слову, обряды в национальных селах шаманы проводят и по сей день. Например, кормление духа воды или духа огня. А когда наступает весна, природных духов пробуждают с помощью бубна, задабривают их для того, чтобы был хороший урожай, богатый улов и удачная охота.

— Сегодня практически в каждом национальном селе есть шаман, который помогает людям в проведении этих обрядов, — говорит Елена. — А также в решении каких-то сложных ситуаций.

На стене висят несколько деревянных масок. Хозяйка этноцентра объясняет, что такие надевает шаман во время проведения обрядов, чтобы злые духи не могли его узнать в лицо.

— Самый важный обряд для шамана — это проводы души умершего человека, — объясняет моя собеседница. — И тут следует быть осторожным, чтобы духи, которые находятся в ином мире, не могли вернуться, узнать шамана и причинить ему зло. Для этого и надевается маска.

Бренд региона

dc13bae7-ebc8-41da-b4a6-eee6c9c49ac4.jpg

Этническая составляющая на данный момент довольно востребована. В том числе и у приезжих из других городов и даже стран. Многие хотят познакомиться с чем-то аутентичным, локальным, характерным именно для Хабаровского края, Дальнего Востока. А культура коренных народов, которые проживают здесь не одно тысячелетие, таковой как раз и является. Поэтому представляет своего рода бренд нашего региона.

— И люди, которые приходят в наш центр, в буквальном смысле соприкасаются с этносом, — добавляет Елена Жгулева. — Могут и на кожемялке поработать, и пройти мастер-класс по выделке рыбьей кожи. А также изготовить из нее различные изделия.

К слову, для этого подойдет не каждая рыба. В основном нанайцы используют кожу сома, кеты, тайменя. Она лучше подходит для обработки. Конечно, эти виды рыб дороговаты. Но и кожа их, по словам Елены, смотрится богато, красиво. Кроме того, она довольно ноская, прочная.

Рыбий мех не аллегория

83f753d2-68ec-45fc-a751-d43eec7ac852.jpg

Из выделанной рыбьей кожи шьют халаты, сумки, жилеты и даже обувь. Из нее получается красивая сувенирная продукция: различные чехлы, кошелечки, картхолдеры для хранения банковских карточек и другие полезные и эффектные вещи. По своим качествам она не уступает коже животных.

Для деликатного удаления изнанки кожи от волокон (кстати, они у нанайцев называются рыбьим мехом) используются специальные костяные ножи. У Елены они из костей косули и изюбра, их для нее специально делал археолог.

Вообще, часть экспонатов этноцентра переданы носителями культуры, а часть Елена делает с помощниками сама. А, скажем, шаманский бубен из кожи козы изготовил для нее ульчский мастер. К бубну прилагается деревянная колотушка в виде личины медведя, отделанная шкурой оленя.

И все же основной тон помещению задают как раз-таки сэвэны. Три огромных, под потолок, деревянные скульптуры стоят в углу возле переносной нанайской хижины из тальника.

В каждом своя душа

07de49fe-cd35-4ec7-b8ca-df05e6347978.jpg

Нанайцы считают, что сэвэны могут служить вместилищем для духов. В каждом из них есть своя душа и даже жизнь. Сэвэн по имени Тэму, похожий на медведя, хранитель дома. Рядом Калгама — по преданию, он помогает укачивать на ночь детей. Он очень добрый. И третий, Дюлин — хранитель домашнего очага. У каждого в ногах угощение — кусочек хлеба, чтобы их задобрить.

А есть сэвэны, которые делаются мастером в единственном экземпляре для проведения определенного обряда. Например, если человек заболевал, для него изготавливался сэвэн, в который шаман перемещал дух болезни. Затем эта скульптура помещалась куда-нибудь в дальний угол. Прикасаться к нему запрещалось.

— Но при этом хозяин «кормил» его, чтобы дух болезни не вернулся к человеку обратно, — продолжает удивлять Елена. — У моей бабушки тоже во дворе стояли сэвэны. И любой ребенок знал, что трогать их нельзя.

Тем временем Елена показывает еще один экспонат. В полотняном мешочке — фрагменты косточек изюбра, служившие игрушками для нанайских детей. Они ставили их на пол, представляли, что это домашние животные с их хозяевами, ходили этими игрушками друг к другу в гости и т.п.

В дальнейшем Елена планирует проводить в своем этноцентре праздники с национальным уклоном, чтобы познакомить с удивительной культурой коренных народов как можно больше людей.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)