Общество
Военнослужащие группировки войск «Восток» активно применяют артиллерию для вскрытия опорных пунктов ВСУ на южнодонецком направлении. Вблизи крупных населенных пунктов враг оборудует фортификационные сооружения, укрепрайоны с подземными ходами и разветвленными тоннелями. Но уничтожать их наши воины давно научились — на помощь приходит 240-мм миномет 2С4 «Тюльпан». Командир орудия с позывным «Живой» рассказал корреспонденту «Суворовского натиска» о боевой работе расчета на передовой.
Самоходный 2С4 — самый мощный миномет в мире. Его снаряды способны уничтожать ключевые узлы, подземные командные пункты и любую бронетехнику: от калибра 240 миллиметров защиты нет. Экипаж «Тюльпана» общевойскового соединения из Бурятии с прошлого года вскрыл более полусотни полевых объектов противника, поддерживая наступление пехоты.
— Алгоритм работы простой: получаем задачу и выдвигаемся на неподготовленные огневые позиции. Наводка, залп, фиксируем попадание. Всегда ведем стрельбу различными типами боеприпасов, в том числе активно-реактивными минами на дистанции 10–20 километров. Наши цели — личный состав и укрепления ВСУ, склады с боеприпасами и горючим. Корректируют огонь расчеты БпЛА, — рассказывает Живой. — После работы «Тюльпана» остается лишь выжженная земля.
Подтверждая свои слова, воин показывает кадры объективного контроля с беспилотника. На них видно, как после первого удара большая бетонная постройка разлетается на тысячи осколков, а на месте прилета остается глубокая воронка. На этом видео — боевая работа артиллеристов вблизи уже освобожденного населенного пункта Комар Донецкой Народной Республики. Именно там расчет помогал наступлению пехоты.
— Комар был одним из крупнейших поселков на нашем направлении работы, почти неприступным. Три укрепленных линии обороны соединены между собой, в том числе под землей. Боевики знали, что мы подбираемся всё ближе, но не ожидали, что их опорники так быстро разберут.
В течение недели расчет 2С4 ежедневно выходил на точку, чтобы нанести сокрушительные удары по врагу. Скорострельность миномета составляет один выстрел в минуту. После каждого — быстрая смена позиции. Это позволяет экипажу оставаться незамеченными для вражеских дронов и артиллерии.
— Как и раньше, корректировать огонь помогали разведчики отрядов БпЛА. Так мы смогли непрерывно наносить огневое поражение, не теряя времени. Защита самоходки позволит выдержать попадание беспилотника, но рисковать машиной нельзя: на ее ремонт уйдет ценное время.
По словам Живого, установить «мангал» на орудие экипаж решил в первые дни совместной работы на передовой. Ремонтники одной из тыловых мастерских за пару дней привели боевую машину к «фронтовому» виду. Иногда прилёты случаются, но это не мешает военнослужащим и дальше выполнять задачи.
— В декабре прошлого года мы вскрывали опорники у Великой Новоселки и, возвращаясь в пункт дислокации, оказались под обстрелом кочующих минометов ВСУ, а затем и беспилотников. На «Тюльпан» открыли настоящую охоту. Отходили по лесам и бездорожью. Машина выдержала пять прилетов, но вывела нас к своим, несмотря на серьезные повреждения. Тогда я убедился — самоходку невозможно вывести из строя.
Работа экипажа 2С4 предполагает точечное поражение целей. Пристрелочных залпов у миномета нет, поэтому уже первый снаряд летит строго в заданный квадрат. В ходе выполнения последних боевых задач экипаж проводил комбинированные атаки на вражеские позиции, используя разные виды мин.
— «Сайда» — это зажигательный снаряд весом 130 килограммов, который буквально превращает в пепел целые территории. Его обычно применяют, когда требуется лишить врага путей для отступления, подвоза боеприпасов, личного состава или перерезать логистику. Есть еще и 3Ф5 «Смельчак» — корректируемая фугасная мина, которая является самой разрушительной в своем классе. Впервые вместе мы их использовали против ВСУ в мае, когда уничтожали укрепы на границе ДНР и Днепропетровской области. В ходе освобождения Комара эта тактика тоже была успешной: бригады ВСУ остались без помощи, связи, боеприпасов.
Каждый новый день — вызов для расчета воинов-дальневосточников. Они выезжают на те позиции, где их не ожидает обнаружить враг. Но, как и у любого другого подразделения на передовой, боевая работа артиллеристов связана с опасностью: прилёты всегда случаются неожиданно. Однако Живой не боится, ведь выбрал этот путь сам. В зону спецоперации он отправился добровольцем, чтобы защитить интересы России и прославить малую родину своими подвигами.
— Со своими парнями, тоже, кстати, добровольцами, я сражаюсь за будущее нашей общей страны. Дома осталась семья, которая меня очень ждет. Близкие верят, что увидимся уже скоро: инициатива на поле боя за нами, а значит, впереди успех. В родную Бурятию хочу вернуться только с победой!