Возвращаться — примета хорошая
logo

Общество

Возвращаться — примета хорошая

Ольга ГРЕБЕНЮК, фото из архива старшего лейтенанта Евгения КИМА

Евгений – потомственный офицер в четвёртом поколении. Он гордится славными родственниками в погонах, которые своей безупречной службой на благо России подавали достойный пример правнуку, внуку, сыну на протяжении целого столетия, определив тем самым его дальнейший жизненный путь. Старший лейтенант Евгений Ким уже в самом начале армейской службы внёс свой вклад в дело сохранения семейной традиции – честно Родине служить и защищать её границы. Этими мыслями он поделился с корреспондентом «СН» накануне своего профессионального праздника – Дня танкиста. 

Дороги, которые нас выбирают 

О том, что с чувством юмора у моего героя всё в порядке, стало понятно сразу. Его полушутливая, впрочем, не лишённая философского смысла фраза: «Человеку свойственно ушибаться», послужила своего рода вступлением к нашей беседе.

– Я особо в космонавты не рвался, как мои сверстники, – честно признаётся Евгений. – Мечтал стать спасателем. Нет, не на море, а, рискуя жизнью, вытаскивать из полыхающего огня пострадавших людей. Потом ещё долго перед выбором стоял, но всегда видел себя в форме и при погонах. Как отец. Пример трёх поколений даёт о себе знать. Они ведь тоже спасатели, только в иных масштабах. Мой прадед Анатолий Павлович Межельский пришёл с Великой Отечественной войны старшим лейтенантом. Был пехотинцем. В Крыму за Керчь бился, участвовал в освобождении Кавказа. Дед, отец папы, был подводником на Балтийском флоте, служил в звании капитана 3 ранга. А вот мой отец серьёзно мечтал стать лётчиком. Здоровье подвело, но к небу он приблизился, когда окончил Кировское лётное училище. В должности техника отец долгое время проходил службу в гарнизоне под Хабаровском. Я там и родился.

Сразу подметила, что старшего лейтенанта порядком раздражает заметно пообтрёпанная фраза типа «довелось помотаться по гарнизонам».

– Я, сын старшего офицера, поменявший три гарнизона, никогда бы не выбрал профессию модного парикмахера, менеджера по продажам, дизайнера ландшафта или что-то похожее, – говорит Евгений. – Пройдя своего рода «курс молодого бойца» в условиях военного городка, мы, дети военных, уже на примере каждодневной службы наших родителей, как правило, выбирали себе будущую профессию. Вот так и я, гарнизонный ребёнок, выросший в вертолётном полку, решил стать танкистом. 

Танкистами не рождаются 

Вскоре отца Жени из Хабаровска перевели в Киргизию, где он продолжил службу на отдельной авиационной базе. Новая школа, новые друзья и совершенно иная школьная программа, которая убила мечту о поступлении в Краснодарское президентское кадетское училище – пробелы в образовании были очевидны.

– По окончании 7-го класса я всё же поступил в училище, которое мне посоветовал отец, – вспоминает старший лейтенант. – В плане адаптации проблем не было, поскольку гарнизонный парень в любом случае даст фору любому. Постепенно нагнал программу и из отстающего ученика за пять лет стал отличником. Особо запомнил и взял за правило в жизни слова преподавательницы французского языка Светланы Викторовны, которая говорила: «Не стыдно не знать, стыдно не стремиться». Этот урок французского может любому пригодиться.

На вопрос, почему всё же танки и, соответственно, Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище, офицер Ким отвечает просто. Признаётся, что ещё с подросткового возраста увлекался бронетехникой.

Того требовала и будущая специальность, связанная с управлением танковыми подразделениями. Военное учебное заведение Евгений Ким окончил также практически с отличием. Ему предлагали несколько мест для дальнейшего прохождения службы.

– Я выбрал Дальний Восток, – не без гордости сообщил молодой офицер. – На родину потянуло. Не зря ведь говорят, где родился, там и пригодился. Мама, которая всегда меня поддерживала во всём, радостно пожелала доброго пути.

Увидеться сразу по окончании вуза с родными не довелось. В 2021 году я прибыл в танковый полк в числе других молодых лейтенантов, не отгуляв отпуск, что было вызвано служебной необходимостью. Конечно, никто из нас возражать не стал. Уж очень хотелось проявить себя в деле.

11 месяцев как вся жизнь 

Евгений не скрывает, что свою службу в отдалённом гарнизоне он начал с завоевания авторитета среди подчинённых.

– Девять человек в моём танковом взводе – это девять характеров, девять мнений, девять привычек у каждого, – рассуждает старший лейтенант. – Мои командиры меня наставляли учить подчинённых на личном примере, используя накопленные знания. Да я и сам понимал, что на меня мои курсанты должны смотреть не просто как на командира, а как на лидера. Если есть авторитет, тогда и можно получить право руководить людьми. Без нареканий, оскорблений, окриков. Кажется, всё получилось.

Такого же мнения о своём подчинённом и его командиры – комбат Константин Данчинов и заместитель командира танкового полка Александр Трифонов. Они о нём отзываются однозначно – толковый командир, грамотный офицер.

Начиная с августа 2022 года Евгений Ким получил возможность проявить свои командирские качества, профессиональные знания в условиях ведения боевых действий.

– 22 августа нам поставили задачу, и я улетел в составе группы в зону СВО, – вспоминает офицер. – Был ли страх, спрашиваете? Конечно, был. Знал, не надо давать ему возможности овладеть собой. На меня смотрят подчинённые, они видят, что у командира в глазах. Особенно в критической ситуации. В твои глаза смотрит не один человек, не два, а всё подразделение.

Старший лейтенант Ким и в мирное время понимал, что паника воину ни к чему. И не просто обучал солдат специальностям механика-водителя, наводчика, а отрабатывал с ними тактику действий, слаживание в составе подразделения. И за ленточкой офицер обучал личный состав технической, огневой подготовке, грамотному вождению в условиях боевых действий. Большое внимание уделял добровольцам, которым было за 30–40 лет. 

Побеждая страх 

– В одном из боёв на угледарском направлении мы с экипажем подорвались на мине, – вспоминает старший лейтенант. – Первоначальная задача была – выбить противника из лесополосы. Как таковых дронов в большом количестве тогда ещё не наблюдалось. Но они уже зависали над нами, мины сбрасывали. Основную опасность представляли минные заграждения и артиллерия – на артсистемах работали иностранные специалисты. А мы, прокладывая путь мотострелковой роте, которая должна была захватить опорный пункт, как раз на противотанковой мине и подорвались. Машина оказалась «разутой». И сразу начался артобстрел. Я дал парням команду покинуть танк.

Экипажу старшего лейтенанта Кима повезло, что уже смеркалось. Они долго ползли по траве к своим. Осколки, пули – всё мимо.

Да, признаётся Женя, чувство страха присутствовало. Липкое такое, тягучее, неприятное. Но боялся командир танка не за себя, а за ребят. Добрались до своих живыми и без ранений. А танк потом эвакуировали и починили, к радости всего экипажа.

– Наводчик Славик из Приморья и механик-водитель Женя из Забайкальского края и по сей день в зоне боевых действий, – продолжает между тем собеседник. – Общаемся, вспоминаем, ведь такой случай не единственный. Просто не обо всём пока можно рассказывать. Знаю одно, что за одиннадцать месяцев пребывания в зоне боевых действий я пересмотрел для себя многие жизненные ориентиры. По-другому стал относиться к друзьям, близким, даже к врагам. Будучи командиром подразделения, я общался с опытными боевыми офицерами и с рядовыми, благодаря которым постоянно наращивал свои профессиональные навыки.

Евгений признаётся, что сам считает себя человеком мягкохарактерным. Это иногда мешает ему в общении с подчинёнными. Он усвоил, что в некоторых ситуациях надо и на самом деле действовать жёстко, решительно, даже неоправданно грубо. Потому участие в СВО стало для него своего рода школой возмужания.

В июне 2023 года он вернулся в расположение части без серьёзных ранений и контузий. Невольно тогда подумал: как здорово вернуться целёхоньким, с чувством исполненного долга и вновь приступить к выполнению своих обязанностей. За это Евгений благодарит свою боевую машину. Он по-прежнему с присущей ему ответственностью готовит механиков-водителей, обучая их правильному обслуживанию техники, устранению неисправностей, вождению в условиях, приближенных к боевым.

…Старшему лейтенанту Евгению Киму очень часто снится один и тот же сон. Боевая машина уходит в лесополосу, меняет позицию, наносит огневое поражение, меняет место дислокации. В глазах членов экипажа, боевых друзей радость – с задачей справились. Так у него всё и по жизни, сон в руку, как говорится. К слову, Евгений свой профессиональный праздник собирается встречать на дежурстве. Не только потому, что он холостяк и сторонник здорового образа жизни. Для него это норма – быть всегда «при исполнении».

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)