Всегда готовы для броска
logo

Общество

Всегда готовы для броска

Александр ИВЕЛЬСКИЙ, фото из личного архива Сахалинца

Словно дерево, появившееся из маленького семечка, российские автомобильные войска из учебной роты развились в мощную систему, без которой немыслим военный успех. Первое профильное подразделение военных автомобилистов было создано более 100 лет назад. Но дело предков, выполнявших задачи в двух мировых войнах и всех локальных конфликтах XX века, достойно продолжают современные мастера в зоне СВО: перевозят личный состав, эвакуируют раненых, доставляют боекомплект и продовольствие на ЛБС. Один из них – водитель гвардейской бригады спецназначения из Хабаровска с позывным «Сахалинец». 

С первых дней на СВО 

Владимир, так зовут Сахалинца, в рядах Вооружённых сил с 2018 года. Из предложенных вариантов осознанно выбрал спецназ. На СВО их бригада зашла за ленту одной из первых:

– На Киевском направлении колонна попала в засаду. Надо было в соседнюю армию проскочить, в деревню. В колонне два «Тигра» у нас, направляющий и замыкающий, и две «капсулы» (КамАЗ с бронекапсулой. – Авт.). Призрак ехал на первом «полосатом», как мы «Тигров» называем, я сразу за ним, на КамАЗе, – рассказывает воин.

Колонна перевозила несколько групп разведчиков и шла по определённому командованием маршруту. На одном из блокпостов их ждали вражеские диверсанты.

– На посту увидели бегущих людей и поняли, что это противник. Успели развернуться благодаря тому, что выскочили впритык к ним на полной скорости из-за поворота. К столь эффектному нашему появлению они не были готовы. Когда начали по нам работать, мы уже в обратном направлении двигались. Отошли без потерь, спрятали технику, чтобы дождаться рассвета, и тогда уже добрались до места назначения другим путём, – вспоминает Сахалинец.

Важную роль в реагировании на внезапные изменения в обстановке играет техническое состояние машины. Сахалинец управлял КамАЗом, который был закреплён за ним ещё в пункте постоянной дислокации. Своевременное обслуживание и бережное отношение к вверенному имуществу позволили «капсуле» без сбоев и неполадок пережить период экстремальных нагрузок, когда колонна выходила из-под огня.

– Следить за состоянием машины привык, когда ещё на гражданке работал, – рассказывает водитель. – А здесь всё серьёзнее, не только моя жизнь от её исправности зависит, но и других людей. Сейчас в группе эвакуации на «полосатом» езжу, и любая поломка может привести к трагедии, поэтому техника должна быть готова всегда. У «Тигра» много сильных сторон, хорошая машина, но, чтобы эти возможности использовать, её нужно вовремя обслуживать, как, впрочем, и любую другую технику.

В другой раз однополчанам Сахалинца повезло меньше. Призрак шёл во главе колонны бензовозов, и на его глазах дети 6–7 лет разлили по ходу движения топливо, а затем подожгли. Оказалось, что рядом пряталась ДРГ противника, участники которой использовали детей, зная, что русские в них стрелять не станут. Мастерство водителей тогда позволило увести колонну более чем из 10 бензовозов, потеряв всего одну машину.

Ученье – свет 

Сейчас Сахалинец повышает квалификацию в автомобильном батальоне хабаровского окружного учебного центра, где готовят специалистов по различной колёсной технике: «Учусь на категорию D. После экзамена у меня все категории будут открыты. В нашем подразделении сейчас те, кто «капсулы» водит, должны с этой категорией быть. И вообще взаимозаменяемость у нас обязательна, чтоб каждый мог ездить на любом классе техники».

Полуторамесячная программа обучения составлена так, что полезные знания и навыки получают и новички, и опытные водители:

– Всё, что положено, мы изучаем, – считает воин. – Теория и практика у нас ежедневно. Под контролем инструктора ездим по общим дорогам, плотно занимаемся на специально оборудованном автодроме. Грамотно организованное обучение и мой личный опыт позволяют быть уверенным, что экзамен я сдам. Несколько лет назад я ещё в Подмосковье прошёл курс контраварийной подготовки, поэтому сомнений в успешном завершении учёбы у меня нет. 

Управляя «Тигром» 

Передислокация в 2022 году на изюмское направление принесла Сахалинцу недолгий период относительно спокойной службы – он возил генерала. Следующее назначение вернуло Владимира к насыщенной опасными событиями работе.

– Перевели меня в группу эвакуации, возил на позиции бое-

припасы, оттуда забирал раненых и погибших. Убыл с машиной на ремонт в ППД и уже на южно-донецком направлении беда с Призраком произошла:

– «Баба Яга» прямо в машину попала сбросом, – вспоминает Сахалинец. – Я вернулся на фронт, фактически сменил его в группе.

Надёжность «Тигра» – одна из сильных сторон этой машины. Даже в непростой ситуации, когда ломается критически важный элемент конструкции.

– В самом начале прошлого года мы повезли группу на ротацию. Залетаю на точку, разворачиваюсь, и у меня отлетает карданный вал! Просто крестовина разлетелась, и всё. Что делать, посадил людей, включил через силу блокировки и поехал. Под стук кардана по днищу добрались до Никольского, там под машину залез, посмотрел и убедился, что в полевых условиях ничего не сделаешь, – рассказывает он.

Задача по вывозу сменившейся группы оставалась актуальной. До следующего села нужно было преодолеть открытый участок местности, и именно там случилось ещё одно происшествие: «Как дамбу проехали, у меня лопнуло заднее левое колесо. Впереди «открытка», и рассвет наступает, нас из Угледара противник легко бы мог заметить. Повезло нам тогда, добрались благополучно. В населённике поставил запасное колесо, потом поехал на ремонт, оказалось, что мост задний тоже из строя вышел. Но ничего, «полосатого» подлечили, и в подразделение я вернулся на нём».

Устойчив «Тигр» и к внешнему воздействию. В подразделении был случай, когда дрон взорвался на капоте, оставив дыру, но машина осталась на ходу, и пассажиры были доставлены в срок. А не так давно в окрестностях Золотой Нивы (ДНР) Сахалинец в составе колонны из двух «полосатых» вёз по открытой местности группу на ротацию. На заболоченном участке обе машины застряли. Светлое время суток, «открытка» и две неподвижные цели – просто подарок врагу.

– Сначала первый «сел». Я начал объезжать, и история повторилась. Выручил проезжавший мимо «Урал». Пока я разворачивался, упустил машину напарника и поехал уже один. Проезжаю мимо горящего танка, слышу – взрыв сзади. FPV врезался в заднее левое колесо. Нас работающая установка РЭБ на крыше спасла, если б не она, дрон бы выше взорвался и без потерь бы не обошлось. А так только меня оглушило, и форточка в обратную сторону вывернулась, – поведал воин.

Ещё одно достоинство «Тигра» – мягкий ход. Это особенно важно при работе эвакуационной группы, где любое резкое движение может осложнить и без того непростое состояние раненого.

– Недавно вёз четверых «трёхсотых», сред них двое лежачих. Пацаны кричат, мол, давай быстрее увози нас отсюда. Я их понимаю, конечно, но при этом обстановку знаю, имею представление об их состоянии, что не «вытекут» они. А у одного травма спины. Если гнать по кочкам, то он на всю жизнь может обездвиженным остаться… С умом к любой задаче подходить надо, в общем. Потом встречаешь тех, кого вёз, обнимают, благодарят. Это очень радостные моменты, – рассказывает Сахалинец. 

«Скорость решает» 

Вдумчиво подходя к каждой задаче, военный водитель определяет способы их выполнения в зависимости от конкретных условий обстановки. На первом плане во время принятия решения те методы, которые здесь и сейчас будут более эффективными. Именно поэтому на участке, где остальные ездят медленно и с выключенными фарами, он несётся на предельной скорости и с освещением.

– Весной прошлого года в Запорожье по полям в основном старался ездить с фарами, потому что с ними я мог двигаться быстро. Коптер у украинцев ночью в основном тепловые сигнатуры смотрит, то есть, что со светом, что без, меня увидят, и «слоник» (танк. – Авт.) или миномёт малоподвижную цель разберёт «на раз». Зато, когда я вижу, куда еду, могу развить скорость достаточную, чтобы попасть в меня было тяжело. Будешь медлить – что-нибудь прилетит, к гадалке не ходи, – говорит он.

За время участия в СВО варианта «не зайти» у Сахалинца не было. Было ожидание, когда небо «грязное» и FPV особенно лютовали, обстрелы и иные опасности, но длившаяся несколько часов пауза всегда заканчивалась, и боец на своём «полосатом» всё равно поставленную задачу выполнял.

– «Тигр» очень подвижный и манёвренный. Могу на нём очень быстро заскочить туда, где большие или менее мобильные машины будут уничтожены противником. Плюс он относительно небольшой и, если прижмёт, я и в лесополосе его спрячу, опыт уже такой есть у меня, – утверждает воин. 

Передавая опыт 

Когда в подразделение приходит новобранец, в дополнение к полученной ранее подготовке опытные бойцы учат его фронтовым премудростям.

– Когда знаю, что меняет на эвакуации меня неопытный сослуживец, мы до того неделю ездим вместе по маршруту. За это время он досконально изучает дорогу, чтобы успешно потом двигаться по ней в любое время суток. А по дронам могу только из своей жизни им случаи рассказать, но никогда ничего не советую, слишком много факторов влияют на действия в момент атаки, и предугадать всё просто невозможно, – признаётся он. 

Трёхлапый друг 

В Ольгинке (ДНР) на глаза водителю попался месячный щенок. Сахалинец не смог пройти мимо и взял собаку себе, присвоив хвостатому другу позывной «Бандит». С тех пор в зоне СВО они неразлучны: «Он там всегда со мной ходит. Хлебом не корми, только дай на боевую задачу съездить. Там он и «затрёхсотился», как настоящий солдат. Стояли, грузили продукты и боеприпасы перед выездом на позиции. Незаметно подлетел вэсэушный дрон и произвёл сброс. После взрыва, я увидел, что собаке лапу оторвало. Побило осколками КамАЗ, соляру в кузове и «Тигра», а люди чудом целыми остались. Пёс сохранил весёлый нрав и сейчас вовсю бегает на трёх лапах. Когда документы ему все необходимые сделаю, заберу домой». 

Дед – герой, три брата и племянник 

Сахалинец не единственный в семье, кто участвовал в боевых действиях. Дедушка – ветеран Великой Отечественной войны, а оба родных брата ушли на СВО добровольцами. Старший брат, Александр, погиб весной 2024 года при штурме Новомихайловки (ДНР).

– Служил он наводчиком танка. В последнем для него бою их машину подбили эфпивишки, причём в момент поражения он как раз на «броне» сидел. Его эвакуировали, но раны оказались слишком тяжёлыми, скончался в госпитале. Сын Александра, племянник мой, тоже воюет сейчас, но на Курском направлении. Средний брат сражается на Луганщине, трижды был ранен, недавно опять вернулся в строй, – говорит он. 

О будущем 

После окончания СВО Сахалинец планирует продолжить военную службу. Сейчас воин думает о поступлении в профильное высшее учебное заведение. Повышение квалификации позволит продвинуться по службе: «Уточняю условия приёма в железнодорожный институт. Вроде как там предусмотрено бесплатное заочное обучение на ряд специальностей для участников СВО. Хочу эту возможность использовать, надо вперёд двигаться в плане своего развития. Сейчас у меня диплом автодорожного техника, планирую что-то техническое по этому профилю подобрать».


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)