Общество
Когда Алена Карбовская решила создать свою современную галерею, только ленивый не сказал ей, что это никому не нужно. Но девушке удалось собрать команду творцов-волонтеров, и осенью в «Биоме» с аншлагом открылась первая выставка. А сейчас идет уже третья.
― И что же, говорили про слабоумие и отвагу? Убеждали, что лучше открыть кофейню?
― Или цветочный ― сейчас у них настоящий бум, ― смеется Алена. ― А «Слабоумие и отвага» ― это реально мой девиз. У меня такая надпись висит прямо над кроватью.
Вытащить из мастерских
С искусством у нее своя история. Бесповоротная любовь случилась с юности ― девушка училась на музеолога, а в актуальные тенденции погружалась, работая в центре современного искусства «Артсерватория» вплоть до его закрытия ― Алена переживала этот момент вместе с командой.
― Тогда я специально ушла в Гродековский музей, чтобы заняться исследованиями, ― говорит она. ― Но три года пролетели, как пара мгновений, и… ничего не произошло. И я поняла, что мне необходимо сделать место для художников, тем более что они у нас в Хабаровске есть ― нужно просто вытаскивать их из мастерских. И действовать надо сейчас, иначе либо выгорю, либо все получится уже не так, как я это вижу.
Это было прошлой зимой. Дальше, естественно, дело пошло непросто.
― Сначала мне хотелось сделать открытое хранение, но специальные стеллажи стоили слишком дорого, ― продолжает Алена. ― А грустный опыт «Артсерватории» научил меня не брать кредиты на искусство. Инвесторы и госсподдержка тоже как-то не находились. Тогда мы встретились с художницей Яной Джан-Ша и просто решили, что будем делать ее выставку, а как ― сообразим по ходу. Почти сразу после я вспомнила, что у меня отложены деньги на ремонт квартиры. Сказала мужу, что эти работы подождут. «Делай что хочешь, только дом не выноси», ― ответил муж. Он ко мне такой уже привык ― мы вместе с 17 лет.
Тусовка с побелкой
Начались сложные поиски помещения, которые заняли почти полгода и… ни к чему не привели. Единственное, что оставалось Алене, ― не сдаваться:
— «Что ж, пусть галерея пока будет виртуальной, ― подумала я, ― все равно покажу нас миру!» Стала собирать резидентов, готовить их портфолио и делать сайт. Но, видимо, очень громко кричала во Вселенную, да и сайты объявлений все же посматривала. И когда в июле наткнулась на сообщение о сдаче площадей в центре по низкой цене, подумала, что это фейк. Но нет: предложение оказалось реальным.
Так ей досталась бывшая «трешка», переделанная под магазин одежды. «Стены есть, дверей нет ― нормально!» ― постановила девушка. А когда поделилась радостью в соцсетях, получила такую мощную волну поддержки, что удивилась.
В итоге под занавес лета самые насыщенные арт-тусовки были у нее на уборке, штукатурке и покраске. Здесь с кистью, шпателем и шуруповертом можно было встретить художницу Анну Целикову, керамистку Нику Кострюкову, скульптора Степана Трофимца, резчицу по стеклу Юлию Вишневскую, организатора арт-маркетов Сашу Белобородову и много кого еще.
― Благодаря всем этим крутым людям старт обошелся всего в 400 тыс. руб., ― гордится Алена. ― В эту сумму входят все работы, оборудование и сайт. А ремонт мы успели сделать за три недели. Зашли 25 августа, открылись 19 сентября ― ровно столько длился мой отпуск на работе. Так что не успеть варианта не было.
Сегодня «Биом» ― это три небольших зала и художественный магазин. Здесь проходят не только выставки, но и лекции, кинопоказы и даже спектакли. А в «зоне продажи» можно купить посуду, одежду, украшения и сувениры от местных авторов, а еще книги по искусству.
Сейчас мы с Аленой разговариваем прямо посреди текстильной экспозиции от кочующей мастерской «Вы(ш/ж)ивание». Пока над нашими головами парят разноцветный вязаный свитер, ажурная фата-паутинка и платье в разноцветных нитяных узорах, хозяйка пространства объясняет мне смысл его названия и общую концепцию:
― Биом ― это совокупность живых экосистем на определенной территории. По-моему, слово очень нам подходит. Плюс оно короткое, звучное и без приставки «арт-», а то у нас буквально все теперь с такой приставкой. Ну и суть «Биома» я формулирую так: современное актуальное искусство, связанное с личными переживаниями, дальневосточной идентичностью и локальными контекстами.
Пока у галереи всего восемь резидентов, и это осознанное решение: ярко подсветить каждого, не сваливая художников в большую «кучу». Притом работают они в разных техниках: живопись и графика, коллаж и фотография, текстильное панно и инсталляция ― у зрителя и коллекционера есть выбор.
― Деньги от билетов, экскурсий и других событий позволяют покрывать аренду и коммунальные расходы ― сейчас это главное, ― говорит Алена Карбовская. ― О прибыли можно будет говорить, когда мы наладим продажу работ. А значит, нужно прийти к коллекционерам. Каким образом? Ну, это люди, которые точно знают, чего хотят, и навязать им ничего невозможно. Так что только делать качественное и показывать хорошее ― другого пути нет.