Специальные выпуски
Каждый третий выпускник высших учебных заведений России трудится не по своей специальности. К такому выводу пришла профессор Елена Варшавская, проведя исследование «Где и кем работают высокообразованные россияне».
При этом чаще других по профессии трудоустраиваются медики (19 из 20 выпускников), а реже всего — получившие дипломы по направлению «Сельское и рыбное хозяйство».
Семейственность либо престижность
Примерно такими же цифрами оперировала в своем докладе и глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, подчеркнув, что они говорят о необходимости корректировки государственной политики в сфере профессионального образования. Проблемы с трудоустройством достаточно остро фиксируются у выпускников вузов, получивших дипломы по экономическим или управленческим специальностям. 35 процентов из них не работают по своей профессии. И дело тут не только в качестве образования, но и в ориентации на реальные потребности рынка труда и экономики страны. В связи с этим Татьяна Голикова предложила пересмотреть систему контрольных цифр приема, так как она не соответствует потребностям рынка труда.
Но только ли в отсутствии спроса на конкретных специалистов сегодня проблема? Многие исследователи отмечают, что в нашей стране западает работа по профориентации. Согласитесь, что в 17 лет далеко не каждый в состоянии оценить свои способности и безошибочно определить свой путь. В основном вопрос профориентации ложится на плечи родителей, которые руководствуются либо принципом семейственности (у нас в роду все железнодорожники, врачи или энергетики), либо престижности.
Проект для школ
В московских школах уже озаботились этим вопросом и полтора года назад открыли первые медицинские и инженерные классы. Сегодня это уже масштабный проект, в котором участвуют сотни школ и учеников. Задача — вывести предпрофессиональное обучение на новый уровень. Для этого в учреждениях общего образования открыты лаборатории и есть необходимое оборудование. В 62 школы, готовящие будущих медиков, закуплены приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела, тренажеры для промывания желудка, учебные электрокардиографы и другие аппараты. Инженерные классы открыты на базе 148 школ. К проекту присоединились 16 вузов и более ста предприятий, включая «Росатом», «РусГидро», корпорацию «МиГ». В этом году из школ выйдут первые выпускники инженерных и медицинских классов. Им предстоит защитить проект или решить практические задачи. Оценивать ребят будут представители профильных вузов и работодатели.
А как у них
В Китае, как только ребенок поступает в школу, он начинает пробовать различные профессии: его ведут на завод, фабрику, в контору. В итоге за время обучения ему демонстрируют около 50 различных профессий.
Гарантия стабильности
А как решается проблема профессиональной ориентации школьников и трудоустройства выпускников вузов в нашем городе? Что еще необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию и вкладывать бюджетные средства в тех, кто готов и мечтает трудиться по своему профилю? С такими вопросами мы обратились к депутатам городской думы, работающим в сфере образования.
Татьяна Струценко, директор школы № 10:
— Задача школы — помочь выпускнику сделать правильный выбор. Радует, когда уже в 9-м классе ребята осознанно выбирают профили старшей школы, понимая, что это даст возможность поступить в желанный вуз или покажет, что направление выбрано неверно. Чтобы помочь девятикласснику определиться с выбором, в нашей школе вся предпрофильная подготовка осуществляется на базе колледжа отраслевых технологий, где в ходе практических занятий ученики знакомятся с профессиями, интересными, новыми и востребованными на современном производстве. Кроме того, в свободное от школы время ребята могут получить рабочую профессию. Такая система защищает наших выпускников от необходимости поступать в вуз без учета своих склонностей и желания, лишь бы получить высшее образование, помогает им сделать правильный выбор. Я считаю, что именно грамотная профориентация способствует тому, чтобы диплом о высшем образовании не превратился просто в статусный документ.
Андрей Ганус, первый проректор ДВГУПС:
— К выбору учреждения профессионального образования школьника надо готовить, и делать это лучше в связке с вузами и ссузами. Например, наш университет уже много лет на договорной основе взаимодействует со школой № 15. Факультативные занятия там ведут преподаватели вуза, рассказывая о профессиях, связных с железной дорогой. И такое взаимодействие школам необходимо расширять, налаживая контакты с большим количеством учреждений профессионального образования, чтобы познакомить учеников с разными профессиями, направлениями деятельности. Заниматься этим нужно и во внеучебное время, например в загородных лагерях, где вожатыми работают студенты вузов и ссузов. Только последовательная работа поможет школьникам преодолеть существующие в обществе стереотипы престижных специальностей и сделать осознанный выбор. А еще всегда рекомендую молодым людям получать смежные специальности, например техническую и экономическую, потому что это повысит востребованность на рынке труда и гарантирует стабильность в будущем.
Владимир Скоробогатый, директор школы № 33:
— Давая напутствие выпускникам, я всегда желаю им выбрать профессию, которая будет по душе и сможет прокормить, но прекрасно понимаю, что совместить это сегодня трудно. Материальная сторона важна, поэтому молодежь и выбирает те направления деятельности, где можно хорошо заработать. Я считаю, что не специалист должен искать работу, а работа его. Еще на стадии обучения надо помогать студентам устанавливать связи с предприятиями, чтобы свои курсовые и дипломные работы они посвящали решению конкретных задач. Например, к нашей школе необходимо сделать пристройку, ее проект разрабатывают студенты ТОГУ, и некоторых из них уже приметили подрядчики. Еще необходимо четко просчитывать потребность в специалистах и давать вузам и ссузам заказ. Возможно, стоит вернуться и к системе распределения.
Елена Бабенцева, директор школы № 47:
— В нашей школе психолог тестирует всех восьмиклассников, определяя наклонности школьника. И многим это помогает сделать правильный профессиональный выбор. Еще необходимо как можно больше рассказывать, в том числе в СМИ, о специальностях, которые существуют, о том, где они применяются. Также я считаю, что выпускникам школ надо давать свободу. Бывает, девятиклассник хочет поступать в ссуз, но родители заставляют идти в 10-й класс, а потом в вуз, реализуя собственные амбиции. Но в выбранный вуз не всегда удается поступить, выпускник подает документы туда, куда проходит по конкурсу, и получает неинтересную для себя специальность. А ведь к мечте можно двигаться пошагово. Хочешь быть врачом — начинай с медколледжа. Если же, получив аттестат, девушка или юноша не знают, кем стать, пусть поработают год, попробуют жизнь, оглядятся. Кстати, в Европе это достаточно распространенное явление. Что касается трудоустройства выпускников вузов, то здесь поможет договор, по условиям которого, получив диплом, специалист должен отработать несколько лет на предприятии или в учреждении.
Знания, которые защищают
Вопрос экологического просвещения горожан обсудили депутаты комитета по социальным вопросам.
— Регулярно на улицах города наблюдаем картину, когда, докурив сигарету, папа, не задумываясь, бросает окурок под ноги, а ребенок, развернув шоколадку, туда же отправляет обертку, — начала разговор председатель комитета Александра Гаврилова. — Пакеты с мусором под балконами, следы жизнедеятельности домашних питомцев на тротуарах. Почему все это происходит? Может, мы недостаточно просвещаем жителей? Или требуются законодательные изменения?
— Вопросы экологии волнуют не только специалистов, но все активнее вторгаются в повседневную жизнь людей. Существование связи между состоянием здоровья населения и факторами окружающей среды — это объективная реальность нашего времени, — объяснила начальник городского управления охраны окружающей среды и природных ресурсов Ирина Дубянская. — Мы занимаемся экологическим просвещением через средства массовой информации, издавая плакаты и буклеты. Считаю, что надо активнее привлекать ученых, которые разъясняли бы ситуацию с научной точки зрения, в том числе в СМИ. А еще необходимо создавать систему непрерывного экологического воспитания от дошколят до студентов. Согласитесь, правильнее прививать культуру поведения с детства, а не перевоспитывать взрослого. Увы, но в школьном расписании сегодня нет предмета «экология», хотя уже много лет говорим о необходимости введения специального курса. К тому же практически не издаются специальные книги и пособия. Мы стараемся своими силами компенсировать этот пробел, в прошлом году управлением организовано издание «Атласа — определителя животных Хабаровского края», «Экологического справочника школьника», книги «Птицы города Хабаровска» и других. Что касается законодательства, оно есть. Например, действует краевой документ, запрещающий выгул собак в общественных местах, но при этом специальных площадок для этих целей в городе единицы.
— У нас сегодня все свалки завалены полиэтиленовыми пакетами, а ведь во многих странах отказываются от их использования. В Хабаровске же нет магазинов, где бы применялась только бумажная упаковка. Как решается эта проблема? — поинтересовался Александр Мшвилдадзе.
— Уже не первый год идет ее обсуждение на высшем уровне, подготовлен законопроект, который предусматривает утилизацию отходов за счет производителя, но его никак не могут принять, — объяснила Ирина Геннадьевна.
Остановились депутаты и на слабой активности общественных организаций в области экологического воспитания и охраны окружающей среды, сойдясь во мнении, что всколыхнуть гражданское общество можно только просвещая.
Спасительная кнопка
Участившиеся случаи гибели таксистов вывели их коллег на митинг, а власть и общественность заставили задуматься о вопросах безопасности.
Как рассказал депутат городской думы Андрей Никонов, этот вопрос в числе других обсуждали на заседании в краевой думе.
— Мы считаем необходимым поддержать инициативу западных коллег, которые предлагают сделать обязательным установку стекла, защищающего таксиста, и оборудование машин такси тревожными кнопками, — объяснил Андрей Всеволодович. — Но воплотить это в жизнь можно только при условии легализации бизнеса пассажирских перевозок, который сегодня процентов на 80 в тени. Поэтому сейчас разрабатываем предложения в помощь тем, кто готов трудиться легально.
Подготовила Нина ЖИГУНОВА, фото DVhab.ru и из архива