Специальные выпуски
Кукла Марфа, кукла Груня
Шитые-мотаные, с детьми, мужьями и без, на чайник и самостоятельные, в лаптях и сарафанах, в фуфайках и валенках — такие разные, но такие русские…
С мастерицей-кукольницей Анастасией Русановой мы познакомились на фестивале «Казачий круг», куда она пришла со своими куклами и заняла в итоге второе место. Равнодушной ее барышни меня не оставили, поэтому мы договорились встретиться еще раз, вне гомона ярмарки.
— И как вы придумали для себя такое занятие? — первым делом спрашиваю я.
— Если честно, все началось, когда в декрет ушла, — признается Анастасия. — Беременные часто боятся сглаза, тревожатся. Задумалась, как уберечь себя и будущего ребенка, вспомнились обережные куклы. Полезла в Интернет — информации тьма, а вот достоверна ли она, уже вопрос.… Начала книги искать, и пошло-поехало: увлеклась и народной одеждой, и музыкальными инструментами, и керамикой.
— Для дома, на выставки, на заказ… Боюсь представить, сколько вы их сделали!
— Наверное, около двух тысяч. Точно не скажу. Когда последний раз считала, было восемьсот с чем-то. Теперь как минимум в два раза больше.
Мушьи похороны
Идеи мастерица берет из сельскохозяйственного славянского календаря. Там все найдется: и даты праздников, и советы о заготовках, и легенды…
— Были у нас и странные традиции, например посев льна в Калужской губернии, — рассказывает Анастасия. — Люди выходили в поле, раздевшись догола, и так работали. Это чтобы боги увидели, что им не в чем ходить, и послали хороший урожай, который пойдет на новую одежду. Еще довольно смешной обычай — похороны мух. Для того чтобы проводить лето, насекомых укладывали в мелкие скорлупки, например, от грецких орехов, и устраивали им настоящее прощание: плач, песни, поминки…
Слушая, разглядываю полку, на которой сидят куклы — одна из них, большая и яркая, цепляет взгляд. Беру в руки, случайно переворачиваю… Да она же двухсторонняя!
— В этом и секрет, — смеется мастерица, видя мое недоумение. — Сначала вы ее увидели внешней стороной, юной развеселой девушкой с простой косой, в расшитом платке, пестрой юбке. А стоит перевернуть — и перед вами уже зрелая, замужняя дама: на груди ребенок, косы туго скручены и убраны под платок, платье темное и однотонное, а поверх него грубый фартук. Все как в жизни.
— А есть у вас любимица?
— Больше всего нравится Жалейка, Убоженька. У нее тонкие ножки, большая голова, наряд, похожий на нищенский. Она учит состраданию к людям.
Тайна матрешек
В том, что своих красавиц она любит как родных, сомнений не остается. Но не обидно ли ей, когда дело ее жизни ставят на поток и делают модным? Ведь славянская тематика сейчас — последний писк.
— Да разве же то, что стало популярным, — славянское? — хмурится Анастасия. — Так, а-ля рюс. Многие в погоне за прибылью не ищут правды, она им не нужна. Тем более очень мало таких людей осталось, что и теперь ездят по деревням, говорят со старожилами, подходят к делу всерьез. Зациклились на банальных, избитых атрибутах. У всех с Россией что ассоциируется? Балалайки, матрешки, кокошники. А то, что матрешка в Россию только в XIX веке пришла, разве знают?
К своему стыду, и я об этом не догадывалась. Но ведь учиться никогда не поздно, правда? Поэтому прошу Анастасию рассказать о самых распространенных заблуждениях.
— Часто русскую одежду называют обережной — а почему? Дело было в узорах: эта завитушка указывает на фамилию, цвет — на место жительства, характерная вышивка — на род занятий, к примеру. Некоторые говорят «народный костюм», а ведь единого наряда на Руси никогда не было, все разные, индивидуальные. Или вот еще скажут, что мы всегда были православными. Неправда. Есть прекрасный фильм «Жила-была баба». Там по сюжету молодожены едут в церковь венчаться, перед священником клясться — все как положено. А в это время дома им старшие постелили сенной матрас, заговаривают его на первую брачную ночь по языческим поверьям. Вроде дань новым правилам отдана, но и заветы предков не забыты. Истинная наша культура — в слиянии.
Свобода и орехи
Краевая молодежная художественная выставка проходит в Хабаровске каждый год, но эта наверняка запомнится как историческая.
Первое свежее дуновение — слова «перфоманс» и «видео-арт» на афише мероприятия. К этим видам современного искусства в дальневосточной столице до сих пор относились с недоверием. А тут анонсировали их не просто в галерее им. Федотова, но и под эгидой регионального отделения Союза художников…
Спасительный дефицит
Какой же ветер заставил обычно строгую выставочную комиссию смягчить требования?
— Просто обстоятельства сложились так, что наши ведущие молодые авторы не смогли предложить работы, — осторожно объяснял заместитель председателя краевого отделения Союза по работе с молодежью, художник Андрей Тен на открытии. — Поэтому мы решили расширить границы и сделать ставку больше не на мастерство, а на творчество. Но определенный уровень все же установили: мы же понимаем, чем отличается художник от ремесленника…
В общем, дефицит работ сделал то, чего годами не могли добиться молодые экспериментаторы, — двери выставки распахнулись для тех, кто формально к профессиональному сообществу не принадлежит. В образовавшееся пространство устремились студенты-архитекторы, дизайнеры-хулиганы, иллюстраторы-чудаки и другие неформалы от искусства. И выставка от этого только выиграла.
Кстати, за внезапный телеэкран посреди вполне консервативной «федотовки» мы должны благодарить одну из организаторов, Инну Додиомову — выпускницу хабаровского худграфа, которая теперь работает во владивостокском центре современного искусства «Заря».
— Я все равно внимательно слежу за тем, что здесь происходит, — рассказала она. — После прошлогодней выставки «Поколение 8», когда увидела, что у нас есть молодые ребята, которые хотят работать, поняла: нужно просто всех расшевелить.
Потенциал жестяной банки
Получилось. Рядом с видеодокументацией ее перфоманса, посвященного бедным художникам и тому, как искусство может выжить без денег (на видео Инна сама изготавливает себе инструмент для творчества — обугленную головешку из костра — и наносит на белый фон изображения, похожие на первобытные рисунки), было еще много оригинальных работ.
Отметилась здесь, например, задиристая Яна Джан-Ша. В ее коллажах использованы куски хозяйственной сумки, части жестяной банки от напитка «Милкис», кедровые орехи и прочие неожиданные материалы.
— Все, что вы перечислили, — символы Дальнего Востока, — отметила Яна. — И клетчатая сумка, и ядра, и человечки с «Милкиса». Эта работа называется «Все стремятся в Питер»: видите, он в стразах и бусинах, красивый и блестящий. Но человечки, долетая, плавятся — это эмоциональное выгорание, которое настигает всех в большом городе.
Дмитрий Огольцов, пожалуй, единственный в Хабаровске фотограф, работающий с абстракцией, тоже выбрал технику коллажа.
— Абстрактную фотографию сюда пока не берут, — улыбнулся он. — А в коллаже более очевиден творческий процесс. Но это не значит, что она не оставляет свободы. Просто нужно воспринимать ее как палитру, и тогда получится не документация момента, а нечто совсем другое…
Психоделические иллюстрации Кеши Астафьева, картины на досках Егора Тючкалова, фантастическая керамика Альбины Гречановой — все это, поверьте, стоит увидеть. И хочется верить, что дальше задора и свободы будет только больше.
Шоу-лица ДВ столицы
1 декабря. Спектакль «В омуте любви». Краевой театр драмы
В центре внимания — безрассудная страсть и опасные чувства разрушительной силы. Для постановки по пьесе Д. Мамина-Сибиряка «На золотом дне» был приглашен режиссер Эдуард Ливнев, приложивший руку к сериалам «Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин» и фильмам «Анонимка» и «Эхо».
1 декабря. Сергей Трофимов. Дворец культуры профсоюзов
Исполнитель выступает в жанрах «шансон», «рок» и «авторская песня». Именно на этом поприще он достиг таких высот, как неоднократное получение премии «Золотой граммофон», в том числе за песни «Город Сочи», «Московская песня», «Не рассказывай».
12 декабря. Спектакль «Отдам мужа в хорошие руки». Городской дворец культуры
Основой комедии стал сценарий Эмиля Брагинского, соавтора культовых «Ирония судьбы или С легким паром!», «Служебный роман». В ролях — Александр Носик, Ирина Лачина и другие.
15 декабря. Харрисон Янг. Краевой театр драмы
Свою деятельность музыкант начинал, играя рок на клавишных инструментах — в этом качестве он сотрудничал с группой U.D.O. и певицей Доро Пеш. Но, дебютировав несколько лет назад как джазовый певец, в Хабаровске Янг выступит именно в этой роли.
23 декабря — 5 января. Шоу «Волшебные кони в стране чудес». Конный клуб «Зевс»
Мероприятие в городе проходит впервые. Зрителей ждет спектакль с участием животных и ведущих артистов клуба, прокат пони и крупных лошадей, фотозона с Дедом Морозом и другими персонажами шоу, игры с аниматорами.
Подготовили Арина МАРТОВА и Дарья УЛАНОВА. Фото авторов и из архива