Специальные выпуски
Когда на математике поют
В феврале город заговорил о школе № 67: родители пожаловались в СМИ, что в учреждении не хватает учителей, основные предметы в расписании заменяют музыкой, а физику ведет учитель технологии.
Директор школы Эльвира Мешкова признала проблему и сообщила в интервью журналистам, что каждый месяц отчитывается управлению образования о серьезной кадровой потребности: коллективу не хватает двух русоведов, двух учителей иностранного языка и трех математиков. Штатные педагоги работают на пределе с нагрузкой 40 часов в неделю.
Ситуация в образовательной организации обострилась, когда из учебного процесса по болезни выпали сразу пять преподавателей. Сейчас в школе проводится комплексная проверка — контролирующие органы определяют качество преподавания и полноту реализации учебных программ.
Но главная проблема в том, что она в краевом центре вовсе не единственная.
Всегда кого-то не хватает
Когда готовился этот материал, на сайте краевого комитета по труду и занятости было размещено 113 учительских вакансий — мы считали только предложения для преподавателей от муниципальных школ. Если добавить к ним места для других педагогических работников, выйдет гораздо больше.
— Всего в нашей базе в данный момент 150 вакансий для учителей, — говорит руководитель центра занятости населения Хабаровска и Хабаровского района Елена Даниленко. — Их предоставили 37 школ, гимназий и лицеев краевого центра и Хабаровского района. Это средний показатель, он не больше и не меньше тех, что были в предыдущие годы. Число свободных рабочих мест возрастает в летний период и ближе к осени, а весь остальной год остается на уровне 140—150.
Сильнее всего не хватает учителей иностранного языка (40), начальных классов (24), русского языка и литературы (21) и математики (16). Проблемы также с информатиками (10) и физиками (10).
Выраженная нехватка кадров, судя по этим цифрам, есть у 21 хабаровского образовательного учреждения. Самая высокая потребность у школы № 16 (13 вакансий, 6 из них для учителей), многопрофильного лицея (10 вакансий), школ № 8 (8 вакансий) и № 68 (8 вакансий, 6 для учителей). Школы № 67 в перечне работодателей на портале нет.
— Это учреждение размещало у нас вакансии в августе 2019-го, перед началом учебного года, — добавляет Елена Васильевна. — С тех пор новых заявок от них не было.
Дело в деньгах
Основной момент, из-за которого проблема педагогических кадров остается актуальной долгие годы, — это, конечно, заработная плата специалистов.
— Думаю, вы заметили, что школы обычно указывают ее в виде вилки, где минимум — это заработок без доплат за категорию и выслугу лет и надбавок, а максимум — сумма, которую может получить опытный специалист, — объясняет Елена Даниленко. — Предложения варьируются от 16 тыс. до 35—40 тыс. руб. в месяц, однако верхняя граница — это доход за полторы ставки.
На одной ставке более-менее опытный учитель будет получать примерно 26 тыс. руб. Молодые специалисты могут рассчитывать на 18—23 тыс. руб.
— Поддержка молодых педагогов у нас есть, и она немалая, — говорит начальник городского управления образования Ольга Лалетина. — Во-первых, они получают единовременную выплату в размере четырех должностных окладов. Во-вторых, в течение первых трех лет для них действует повышающий коэффициент в размере 35 процентов. В-третьих, за счет муниципалитета компенсируется проезд на всех видах городского транспорта до работы и обратно.
Однако этих мер все равно не хватает. Сильный разрыв в заработках недавних выпускников вузов и преподавателей-стажистов влечет за собой и старение кадров (сегодня около 30 процентов учителей города пенсионеры), и переманивание специалистов из школы в школу, и незакрепление молодых специалистов в профессии. Но на это есть и другие причины.
Всем нужно уважение
И одна из них — сильное давление со стороны родителей.
— Каждому молодому педагогу обычно подбирают опытного наставника, который помогает ему адаптироваться в учреждении, — продолжает Ольга Сергеевна. — Это трудная работа, поэтому учителям адаптация нужна не меньше, чем детям. Порой они не выдерживают и уходят, потому что тяжело. Сейчас родители очень много требуют. Так мы не хотим, а хотим вот так, этот учитель не такой, как нам нужно. Это очень большой психологический прессинг.
Ее точку зрения подтверждают и другие специалисты, например, заместитель директора и руководитель школьной службы примирения лицея «РИТМ» Ольга Хатункина, которая признает, что недовольство подходом или стилем работы учителя — один из самых частых поводов для конфликтов в начальной школе.
Сейчас педагогическую кадровую проблему решают с помощью долгосрочных мер, таких как целевое обучение. Оно покажет свою эффективность примерно через пять лет. А вот изменить свое отношение к учителям мы можем уже сейчас.
Кстати
По официальным данным городской администрации, в сфере образования зафиксирован самый низкий среди всех отраслей средний уровень заработной платы. Он составляет 33,9 тыс. руб.
Критика — враг хорошего
«Ребенку ничего не интересно, он не хочет посещать кружки и заниматься спортом», — типичная жалоба родителей. Почему это происходит? И главное, что делать?
— Современные мамы и папы обычно придерживаются двух противоположных позиций, — объясняет педагог-психолог детского дома № 2 Марина Бугрова. — Одни загружают ребенка развивающими занятиями по максимуму, стараясь найти и раскрыть его таланты. Другие решают «не лишать малыша детства», позволив ему вдоволь наиграться. И оба этих подхода не самые оптимальные.
Хабаровчане часто обращаются к психологам службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей детского дома № 2 с вопросами по поводу не только приемных, но и родных чад. Специалисты говорят, что эта ситуация совершенно нормальна: все-таки система воспитания одна и та же для всех семей, где есть родители и дети.
По словам Марины Николаевны, важно определиться с направлениями, в которых хочет развиваться ваш ребенок, до того, как он пойдет в школу.
— При этом не стоит пробовать все сразу: английский, теннис, музыкальную школу, — подчеркивает она. — Малышу часто не хватает ни моральных, ни физических сил. Постепенно от загруженности и постоянной гонки он перестанет вообще чего-либо хотеть.
Как же определиться?
— В этом поможет личное наблюдение за ребенком, — отвечает педагог-психолог. — Посмотрите, как он играет во дворе. Бегает или любит спокойные игры? Какие у него физические данные? Обратитесь к специалистам: тренер по спортивной ориентации поможет определить, к какому виду спорта есть способности, с музыкой, рисованием и другими занятиями та же история.
Следующий этап — выбор тренера или педагога. Специалисты советуют обязательно посещать первые занятия, чтобы познакомиться с тем, как ведет себя педагог и как на это реагирует ребенок. Вашему сыну или дочке должно быть интересно и комфортно.
— Пожалуйста, избегайте критики детей, акцентируйте внимание на положительных моментах, — рекомендует Марина Бугрова. — Пусть у них укрепляется уверенность, что они многое могут и умеют. Измените свое отношение к ошибкам: в процессе обучения ребенок просто обязан ошибаться в 80 процентах случаев. А если он все делает правильно с первого раза, значит, программа для него слишком легкая, и он не развивается. Желательно найти педагога, который придерживается такого же мнения.
Но хороший наставник — это полдела. Вторая половина — друзья. Лучше, если ребенок будет ходить в секцию или кружок с ними или уже там найдет себе новых. Помочь ему в этом тоже можно: поощряйте его общение с другими детьми, участвуйте в поздравлениях и чаепитиях, помогайте делать подарки для тренера или педагога своими руками, будьте рядом. Все это не только формирует хорошие отношения с окружающими, но и дает ребенку дополнительную мотивацию, вовлеченность в то, чем он занимается.
— И обязательно обсуждайте с отпрыском его занятия, — заключает Марина Николаевна. — Он должен видеть и понимать, что вам интересно, чувствовать контакт. И тогда хорошие результаты обязательно придут.
Кстати
Уважаемые читатели! Вы можете задать психологам детского дома № 2 интересующий вопрос. Они с удовольствием ответят вам на страницах «Хабаровских вестей».
Хотите — пилите
В январе в редакции газеты побывала начальник городского управления образования Ольга Лалетина. Она ответила на вопросы читателей, но их было так много, что не все вместились в один материал. Мы публикуем оставшиеся.
— Моя дочь не хочет шить на уроках технологии, ей неинтересно. Она хочет заниматься деревообработкой вместе с мальчиками, а педагог и классный руководитель против. Имеют ли они право отказать нам?
— Хочет строгать — пусть строгает, хорошо, что есть такая возможность, а то сейчас ребята все чаще уходят в компьютерную графику. Федеральные образовательные стандарты не разграничивают строго уроки технологии. Поэтому если девочка хочет пилить, а мальчик шить, им нужно обратиться к руководству образовательного учреждения и договориться об этом. Где-то устно, а где-то нужно написать заявление — у каждой школы свой порядок. Но все, безусловно, решаемо.
— Почему наш детский сад просит родителей закупить игрушки для детей в группу? Родители не то чтобы против, но разве сад не должен обеспечиваться из бюджета?
— Игрушки входят в перечень развивающих материалов, а значит, ими детский сад обеспечивается за счет краевой субвенции. Однако руководство дошкольного учреждения имеет право обратиться к родителям с просьбой о материальной помощи или закупке каких-то определенных моделей. Но выполнять эту просьбу или нет, решаете только вы. Никто не может заставить вас это сделать.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru