Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото GigaChat и из архива

Уводим со скользкой дорожки

Как научиться слушать ребенка, пока он не стал «трудным»? И что делать, если сын или дочка уже примкнули к деструктивной компании?

Эту сложную тему на недавнем городском родительском собрании обсуждали с психологом и представителем родительской общественности. Вывод сделали не самый утешительный: дети нас не слушают, потому что мы их не слышим.

Разделять поступок и личность

Начальник отдела краевого центра «Псилогия» Артур Жмеренецкий уверен: проблема недопонимания с детьми в том, что мамы и папы говорят с ними не на их языке.

— Ребенок в первую очередь мыслит эмоциями. Сначала он чувствует, потом реагирует, и логика уходит на второй план, — объясняет специалист. — Она формируется только к 21—22 годам, а у младшего школьника рулят эмоции. А родитель же пытается интерпретировать их по-взрослому.

Когда мы замечаем проблемы с успеваемостью или нежелание идти в школу, есть большой соблазн в гневе навесить ярлык: «ленивый», «неуч», «безответственный». Ребенок примет это близко к сердцу.

— В младшем школьном возрасте формируется самооценка, это самый уязвимый период, — подчеркивает Артур Константинович. — Подобные фразы формируют внутри у ребенка картину мира, что он такой и есть. То есть не поступок неправильный, а сам он в целом. В итоге ребенок думает: зачем мне учиться, раз я непутевый? Лучше найду место, где меня принимают. И уходит в неформальное сообщество.

Выход — разделять поступок и личность.

— Можно преподнести проблему иначе: не интеллекта недостаточно, а задача действительно была сложной, ведь у всех разный темп и разные способности, — советует психолог. — Важно сказать: «Да, у тебя возникла проблема, давай решим ее вместе».

Мама влево, папа вправо

С подростками история похожая. Их протесты и дерзость — это проверка границ.

— Ребенок прощупывает, что можно, а что нельзя, — поясняет Жмеренецкий. — И задача родителя — дать понять, что так не надо, но при этом не обесценивать его потребности. «Я понимаю, зачем тебе это, но давай найдем другой путь». Тут важно не вставать на одну позицию, вы не друзья. И не надо возводить его в ранг взрослого, спрашивая: «Где твоя ответственность?» Откуда ей взяться? Сначала покажите!

Что делать, если родители не сходятся во взглядах на воспитание? Типичная картина: мама ругает за учебу, папа отмахивается: «Да нормально все!»

— У ребенка в таком случае возникает диссонанс, — предупреждает Артур Жмеренецкий. — Он будет слушать того, кто авторитетнее: либо маму, либо папу. Все зависит от иерархии, которую выстроили в семье.

Но напряжение между родителями дети считывают мгновенно.

— Идеально договариваться еще до рождения детей. Но если разброс мнений уже есть, единственный цивилизованный путь — договориться как взрослые люди, — уверен специалист. — Конфликты будут в любом случае, но важно показать ребенку, как решать их экологично.

Фундамент — на родителях

А как поступать, если сын или дочь в шаге от беды? Ответы на этот вопрос ищет и дает другим Илья Черных — в прошлом сотрудник правоохранительных органов и представитель совета родителей школы № 32.

Все началось с родительского клуба, где они пытались разрешить злободневный вопрос: «Как нам коммуницировать с нашими же детьми и вовремя выявить угрозообразующие факторы?» Затем инициативу решили расширить, и при поддержке директора Черных провел два крупных общешкольных собрания и выступил на педсовете.

— Мы разбирали тему «Что делать, если у тебя проблемы с ребенком: он не слушается, он неформал или попал под влияние деструктивных организаций», — рассказывает родитель. — Пугаться не надо: ребенок-неформал — не приговор. Надо понять, что это такое, принять ребенка таким, как есть, и выстроить коммуникацию на его языке.

По его словам, не все родители откликаются. Многие отторгают помощь, говоря: «Это наша внутренняя ситуация». Или пытаются переложить ответственность на школу.

— Тут я говорю, что основная задача школы — дать образование, а фундамент закладываем мы, родители, — продолжает Илья Кириллович. — А у многих позиция: «Моя задача — налить тарелку борща, купить куртку и дать денег». Но как все меняется, когда доходит до проблем с законом!

Родительский совет пытается сделать все, чтобы этого не происходило.

— Знания и навыки воспитателя не даются нам сразу, — напоминает Артур Жмеренецкий. — Обращаться к специалистам важно. Сейчас психологическая грамотность родителей растет. Они идут к профессионалу не «лечить ребенка», а решать общую проблему и брать ответственность.
Помочь не преступить черту

В школе № 32 создали конфликтную комиссию, которую Илья Черных возглавляет.

— Позиция школы: надо разобраться в ситуации и договориться. Мы как медиаторы сводим стороны, выслушиваем, думаем, — описывает он работу объединения. — Если не получилось, то дальше уже наши полномочия заканчиваются.

Разбираться приходится не только с частными конфликтами. Так, два года назад родительский актив выявил неофициальную группу школы во «ВКонтакте», где ученики публиковали деструктивный контент.

— Мы установили, кто администраторы, и школа, уже имея на руках определенную доказательную базу, провела профилактические беседы, — дополняет Илья Черных. — То есть мы не инструмент репрессии. Главное — протянуть детям руку помощи и дать понять, что еще есть возможность уйти со скользкой дорожки и пойти по нормальной тропе к будущему.

По его словам, в городе, к сожалению, есть школы, где ребята буквально в шаге от больших проблем:

— Они позволяют себе реабилитировать нацизм, демонстрируют определенные жесты, вскидывают руки на переменах, снимают видео и закупают на маркетплейсах символику Третьего рейха. Им по 13—14 лет.

Тут важно продолжать говорить, и желательно не из позиции власти.

— Я строю лекции так: сначала теория, потом примеры из Хабаровска — соседняя улица, соседняя школа, — делится Илья Кириллович. — Дети слушают и понимают: это не где-то в далекой Москве, а в их родном городе. Они задумываются, и есть надежда, что уже не совершат опасных действий.


Обновление по суду

Школу № 10 закрывают на капитальный ремонт. Работы начнут в июле и планируют закончить через год.

По словам начальника городского управления образования Татьяны Матвеенковой, это решение принято судом.

— Мы трижды подавали заявку на проведение капремонта в 10-й школе за счет средств федеральной программы, — рассказала она. — Но, к сожалению, учреждение ни разу не прошло отбор. Притом его состояние требует обновления уже давно — это здание постройки первой половины прошлого века. Теперь же управление образования обязали провести работы в 2026 году, поэтому мэр города Сергей Кравчук принял решение осуществить их за счет средств муниципального бюджета.

Сначала завершить процесс

Прерывать учебный год ради ремонта не будут — дождутся окончания уроков и экзаменов.

— Кроме этого, проведем еще две смены пришкольного оздоровительного лагеря, — отметила директор школы № 10 Олеся Евплова. — Мы это делаем каждый год, чтобы и дети были под присмотром, и родители могли отдохнуть. Так что начнем в середине июля.

Олеся Александровна уже провела родительские собрания в каждом классе, объясняя, как дальше будет выстраиваться учебный процесс:

— В течение трех недель рассказывала, кто в какой класс, в какую школу и в какую смену пойдет учиться, потому что для родителей это очень важные вопросы. Мы будем занимать территорию и кабинеты в четырех школах. В близлежащие — школу № 12 и правовой лицей — у нас пойдет начальное звено. Дети постарше немного отдаляются от нашего микрорайона — идут в школы № 30 и 32. Также все, кто по СанПиН должен учиться в первую смену (1-е, 5-е и 9—11-е классы), будут это делать, как положено.

Татьяна Матвеенкова добавила, что классы будут стараться переводить параллелями, чтобы ребятам было более комфортно.

— Опыт проведения капремонтов (а мы уже отремонтировали школы № 13 и 39 и продолжаем работы в школах № 70 и 87) позволяет нам организовать учебный процесс в минимальные сроки, — объяснила она. — Уже сейчас администрация школы № 10 активно работает с руководителями других учреждений, чтобы определить и закрепить нужное количество кабинетов. Для учеников 10-х классов, возможно, будут открыты дополнительные кабинеты в Первом микрорайоне. Если возникнут индивидуальные пожелания, например, перевод по месту жительства бабушки или других родственников, мы решим все вопросы в индивидуальном порядке.

Традиции останутся

Отдельно руководство школы работает с семьями, где сразу несколько детей: им часто важно, чтобы все они учились в одной школе и было проще добираться.

— Также родителей очень волнует, не изменится ли педагогический состав, сохранятся ли воспитательные мероприятия — они не хотят терять любимых учителей и привычные традиции, — продолжает Олеся Евплова. — Тут мы сразу говорим, что и педагоги, и все остальное сохраняется в прежнем виде — меняются только кабинеты. И мы занимаем их отдельно, без всякого уплотнения или совмещения с другими классами. Мы сохраним даже группу продленного дня для первоклассников: часть из них примет школа № 12, а часть — правовой лицей.

Следующие этапы — составление сметы и выбор подрядчиков. В школе нужно заменить деревянные оконные блоки, крышу двери и полы, а кое-где даже стены. Ждут обновления вся электрика и система пожарной безопасности.

— Кроме этого, запланировано частичное оснащение новым оборудованием, — отметила Олеся Александровна. — Но конкретных позиций мы пока не знаем, заседания комиссии еще не было.

Администрация города уверена, что 1 сентября 2027 года ученики «десятки» сядут за парты в обновленном здании.

— Будем стараться завершить работы даже раньше, чтобы успеть организовать летний городской оздоровительный лагерь, — подчеркнула Татьяна Матвеенкова.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)