Специальные выпуски
В два раза дороже, чем она рассчитывала, обошлась Ольге В. покраска волос. Причем поняла женщина это только после оплаты.
Краску для волос она покупала всегда в одном и том же парикмахерском магазине. Тюбик стоил примерно 500 руб., все остальное женщина делала сама. Вот и в этот раз она взяла знакомую упаковку, глянула на цену — 499 руб. — и пошла оплачивать. Продавец отсканировала товар и протянула терминал для оплаты, к которому покупательница, не глядя, приложила банковскую карту. И только получив чек, Ольга увидела, что заплатила за товар 870 руб. На вопрос: «Почему такая цена?» продавец объяснила, что это новый завоз и они не успели обновить ценники.
— Магазин там небольшой, товаров не так много и оправдываться тем, что не успели, смешно, — возмутилась покупательница. А обратившись в сектор по защите прав потребителей, поинтересовалась, как действовать в такой ситуации.
По словам Светланы Ткаченко, у покупателя есть выбор. Если он готов заплатить указанную сумму, то рассчитывается и уходит с покупкой. Если нет, то пишет официальную претензию и настаивает на том, чтобы товар ему продали по заявленной цене. Именно такой порядок действий прописан в законе, и продавец обязан выполнить это требование.
С 10 ноября в Хабаровске наступает зимний сезон, а значит, начинается отсчет гарантийного срока на зимние обновки.
Нередко на стыке сезонов в городской отдел защиты прав потребителей обращаются покупатели, которым продавцы отказывают в обмене некачественного сезонного товара.
Как разъяснил Алексей Кондратьев, к примеру, действие гарантийного срока на зимнюю обувь начинается именно с 10 ноября. Кстати, о сезонности товара продавец должен сообщить покупателю при продаже и обязательно предоставить информацию о правилах эксплуатации.
Если же недостаток выявился до начала гарантийного срока, то есть до наступления сезона, то в случае несогласия покупателя с результатами проверки качества, выполненной продавцом, он сам должен провести экспертизу. После наступления гарантийного срока бремя доказывания ложится на продавца.
Сроки наступления сезонов для города Хабаровска:
зимний сезон — 10.11 — 31.03
весенний сезон — 01.04 — 30.05
летний сезон — 01.06 — 24.09
осенний сезон — 25.09 — 09.11.
Бесполезный подарок
Не то что звезд, созвездий не рассмотрел в телескоп юный любитель астрономии.
Прибор для изучения небесного свода внуку подарили бабушка и дедушка. Они знали об интересе ребенка к теме космоса, звезд, планет и прочего, поэтому решили подкрепить его возможностью наблюдать за ними.
В магазине им предложили посмотреть несколько моделей, из которых они выбрали ту, которая, как им показалось, увеличивает предметы лучше других. Продавец заверил, что товар качественный и в ночное время с его помощью можно рассмотреть даже звезды.
Получив подарок, внук с трудом дождался темноты. чтобы насладиться зрелищем, но по факту смог рассмотреть какие-то далеки точки.
— Мы очень огорчились, потому что наш любимый именинник разочарован, а подарок никому не нужен, — поделились они.
— Посоветовали им написать официальное обращение на имя продавца и потребовать вернуть деньги за товар на основании того, что при продаже им предоставили неполную и недостоверную информацию о нем, — разъяснил Алексей Кондратьев.
Сначала магазин не выполняет требование покупателя, а потом просит написать новое заявление.
По поводу серьезной неисправности в новом холодильнике Матвей У. обратился к продавцу буквально через четыре дня после покупки и выдвинул требование о замене бракованного товара. Он объяснил, что морозильная камера не работает.
Мастер приехал, осмотрел холодильник и сказал, что необходимо отвезти его в сервисный центр, чтобы протестировать и установить причину недостатка. Заключение стало неутешительным — товар ремонтировать нецелесообразно, проще вернуть производителю. Об этом сообщил магазин, а также о готовности произвести обмен, но для этого надо написать новое заявление.
— В этой ситуации продавец пошел на хитрость, так как на выполнение требования о замене товара статья 21 закона «О защите прав потребителей» дает 7 дней, и только при необходимости дополнительной проверки срок может увеличиться до 20 дней, а с момента обращения покупателя прошел уже почти месяц, — рассказала Марина Гатина. — Мы посоветовали ему написать заявление, но указать в нем, что в претензии от такого-то числа было выдвинуто требование об обмене, которое до сих пор не удовлетворено, поэтому в соответствии с законом он настаивает и на выплате неустойки за каждый день просрочки в размере 1 процента от стоимости товара.
Нелегальный товар
В казусной ситуации оказалась хабаровчанка Татьяна К.: робот-пылесос у нее вроде есть, и в то же время его нет.
Помощника по дому, который может и без хозяев навести лоск в квартире, женщина купила в надежде, что он упростит ее жизнь. Но получилось наоборот — усложнил. Продавец указал, что гарантийный срок на товар 18 месяцев, но через год после очередной уборки робот-пылесос не смог добраться до зарядки: заглох и больше не включился. Хозяйка обратилась с претензией к продавцу, который дал адрес сервисного центра и объяснил, что все вопросы надо решать там. В сервисе товар приняли, но через день позвонили и сообщили, что это не гарантийный случай, так как серийного номера нет в базе на территории Российской Федерации. Продавец тоже отказался принимать претензию, посоветовав предъявить ее производителю.
— Получается, данный робот-пылесос ввезли на территорию нашей страны нелегально, но я-то приобрела его легально, заплатив почти 50 тыс. руб., — посетовала женщина.
— Все данные продавца этого товара у покупателя имеются, а также документы, подтверждающие факт покупки робота-пылесоса, — прокомментировал Алексей Кондратьев. — В течение двух лет покупатель может обратиться к продавцу с претензией по качеству товара и потребовать гарантийного ремонта, если причиной неисправности будет признан заводской брак. После — к производителю.
Товар продаю, но за качество не ручаюсь.
Такую позицию занял продавец автомобильных запчастей во Владивостоке. Еще летом хабаровчанин за 50 тыс. руб. приобрел у него высоковольтную аккумуляторную батарею для гибридного автомобиля. Но в сервисе, куда он привез ее для замены на своей машине, мастер объяснил, что батарея неисправная, потому что ее неправильно сняли с родного авто.
Автомобилист написал СМС продавцу, тот ответил, что детали б/у и за их качество он не отвечает. А также добавил, что этот пункт есть в договоре, который подписал покупатель.
— На запчасти, даже если они были в употреблении, распространяются требования закона «О защите прав потребителей», по которому за качество товара отвечает именно продавец, — уверена Светлана Ткаченко. — Поэтому покупателю необходимо написать претензию, выдвинуть требование (замена или возврат денег) и отправить ее продавцу. Причем это должен быть официальный документ, так как СМС не имеет юридической силы.
Чек как доказательство
В новых ботинках уехал с рынка «Выборгский» покупатель, а вернулся в старых, потому что новые натерли мозоли.
Константин Г. решил купить осенние ботинки в одном из бутиков когда-то популярного рынка. Походил, померил, выбрал, оплатил, а так как на улице было прохладно, решил в них и ехать домой. На следующий день вновь пришел туда, отыскал бутик и потребовал вернуть ему деньги, объяснив, что ходить в обуви невозможно, так как нестерпимо трет пятка левого ботинка, возможно, это брак. Но продавец ему отказал, заявив, что не уверен: он ли продал данный товар.
— Мужчина обратился к нам за консультацией, и выяснилось, что никакого документа, подтверждающего факт покупки, у него нет, — прокомментировала Марина Гатина. — Есть вероятность, что при выборе он ошибся с размером, но по статье 25 закона «О защите прав потребителей» обменять данный товар не получится: он уже был в употреблении. Если предъявлять претензию по качеству, то нужен документ. Поэтому в очередной раз напоминаем, что при покупке необходимо настаивать на выдаче продавцом кассового или товарного чека, который при необходимости станет подтверждением того, что товар приобретен именно в этом бутике у этого продавца за такую-то цену и такого-то числа.
Первый же день пользования новой газовой плитой чуть не привел к трагедии.
Духовка, которую включили, чтобы испечь булочки, буквально через несколько минут задымилась. Покупательница обратилась в магазин, где ей дали адрес сервисного центра, уточнив, что все вопросы надо решать именно там.
В сервисе ее попросили прислать фотографии неисправного прибора, после чего сообщили, что газовое оборудование они не обслуживают.
— В период действия гарантийного срока за товар отвечает продавец, — подчеркнула Светлана Ткаченко. — Поэтому надо обращаться в магазин, писать заявление, в котором выдвигать одно из требований: замена товара, ремонт, уценка, расторжение договора купли-продажи и возврат денег. Продавец обязан принять товар, установить причину недостатка и дать письменный ответ покупателю. Если производственный дефект подтвердится, потребитель вправе настаивать на обмене товара или возврате денег на основании статьи 18 закона «О защите прав потребителей».