Специальные выпуски
Доверяй, да примеряй
Покупательница уверена, что ей продали некачественный товар, а магазин утверждает, что она неправильно его выбрала.
В новой рубашке Алина Б. пощеголяла недолго, после первой же стирки она заметила, что на рукаве пополз шов. Девушка сразу же отправилась в бутик, где с возмущением предъявила рубашку, заявив, что за такие деньги нельзя продавать товары низкого качества. Сотрудницы внимательно осмотрели изделие, попросили девушку его примерить и объяснили, что она ошиблась с размером. «Рубашка вам явно мала, поэтому шов и пополз».
— Мы выбирали с подругой, она сказал, что товар мне очень хорошо подходит, я ей доверяю, — поделилась Алина.
— Если покупательница с мнением продавца не согласна, она должна действовать по закону, то есть составить претензию и вместе с товаром передать ее в магазин, — подчеркнула Марина Гатина. — Продавец должен принять ее и провести проверку качества. Если ее результат покупателя не устроит, то он вправе настоять на экспертизе. Но делать ее придется за свой счет, потому что на такие товары, как правило, гарантийный срок не устанавливается.
Сегодня здесь, завтра там
«Вещь, купленная на выездной ярмарке, не подходит по размеру, цвету или фасону. Как ее обменять, если ярмарка уехала?»
С таким вопросом в последнее время хабаровчане регулярно обращаются в сектор по защите прав потребителей.
По словам Алексея Кондратьева, гражданин должен понимать риски, когда он отправляется за дорогостоящими покупками на выездную ярмарку.
— Выбрав товар и решив его приобрести, надо обязательно требовать товарный чек, в котором должно быть указано, что приобретено, в каком количестве, по какой цене, — уточнил он. — При этом надо отдавать себе отчет, что это выездная торговля: сегодня здесь, а завтра где-нибудь уже за 200 км, поэтому, если есть сомнения, лучше отправиться за покупкой в стационарный магазин. Иначе получится, как у тех, кто к нам обращается, объясняя, что дома померила, дочь посмотрела и сказал, что куртка маловата. Пришла, чтобы обменять, а ярмарка уже уехала.
Строгости закона
Холодильник для съемной квартиры хабаровчанка купила в комиссионном магазине в надежде, что он прослужит ей пару лет, пока строится купленная в кредит квартира.
При оформлении покупки в комиссионке горожанку проинформировали о том, что товар находился в ремонте, и передали документы, в которых указано, какие недостатки были устранены.
Через непродолжительно время эксплуатации холодильник сломался. Покупательница обратилась в магазин с требованием заменить ей некачественный товар, но продавец ответил отказом, обосновав, что предупреждал о наличии недостатков.
— Закон к комиссионным магазинам достаточно строг, и по нему потребитель имеет право предъявить продавцу претензию и выдвинуть требование о замене товара или устранении недостатков, — разъяснил Алексей Кондратьев. — Далее все зависит от решения, которое примет руководство комиссионки.
Купил насос для частного дома, а он оказался не той глубины. Могу ли я его обменять?
Виктор В.
— К сожалению, к водяному насосу применить статью 25 закона «О защите прав потребителей», которая дает право обменять качественный товар, не подошедший по цвету, размеру, комплектации, фасону, нельзя. Он входит в перечень товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату не подлежат, — объяснила Марина Гатина. — Вернуть его можно только по статье 18, если будут выявлены недостатки, либо на основании статей 10—12, которые дают право на возврат из-за предоставление неполной или недостоверной информации. Поэтому напоминаем покупателям, что прежде чем приобрести такой товар, убедитесь, что он соответствует необходимым вам параметрам.
Поездка без сюрпризов
В онлайн-приложении заказал такси. Появилась информация о машине и сумма 120 руб., что меня вполне устроило. Но по факту сняли с меня почти 600 руб. Когда стал разбираться, объяснили, что 120 руб. — это аренда автомобиля с экипажем, а остальное — стоимость поездки. Что делать?
Сергей С.
— Отдельные фирмы, в которых мы сегодня заказываем такси, не являются перевозчиками, а только предоставляют информацию о том, кто и по какой цене будет оказывать услугу, — рассказал Алексей Кондратьев. — Поэтому прежде чем согласиться, надо внимательно прочитать, за что вам предстоит заплатить указанную сумму. А также перед тем, как сесть в машину, стоит уточнить у водителя стоимость поездки и убедиться, что перевозка будет осуществлена на тех условиях, которые озвучил агрегатор. Так вы защитите себя от неприятных сюрпризов.
В сервисе утверждают, что запасные детали не подходят для автомобиля моей модели, а в магазине говорят, что продали все правильно. Как выйти из этой ситуации?
Анатолий Ф.
— К нам регулярно поступают подобные обращения. Поэтому мы рекомендуем при покупке запасных частей в автомагазине обязательно требовать товарный чек, а также уточнять, предоставляется ли гарантия на данный товар, если да — в документах должна быть соответствующая информация, — объяснила Светлана Ткаченко. — Что касается взаимоотношений с автосервисом, здесь также надо настаивать на документальном оформлении. Если мастер говорит, что данную запчасть нельзя использовать для ремонта, попросите, чтобы он письменно указал, по какой причине (не соответствует модели авто, бракованная и прочее). Имея на руках документальные подтверждения, значительно проще решать возникающие вопросы. Если в товаре брак, то надо обращаться к продавцу с письменной претензией. Он должен принять товар и провести проверку качества. С результатами которой ознакомить покупателя.
Горожанин хочет вернуть подарочный сертификат, но исполнитель услуги отказывает, аргументируя это тем, что слова сертификат нигде нет.
На день рождения Аркадию Д. друзья подарили так называемый посадочный талон, который дает его обладателю право попробовать себя в роли пилота самолета на специальном тренажере.
— Я уже развлекался таким образом, и мне не понравилось, а товарищи не знали, — сообщил именинник. — Поэтому хочу вернуть талон и забрать деньги. Летать нет никакого желания.
Исполнитель услуги объяснил, что это не подарочный сертификат, а внесенные деньги являются задатком, который возврату не подлежит. Соответствующая информация указана в талоне.
— По закону «О защите прав потребителей» гражданин имеет право расторгнуть договор об оказании услуги на любой стадии и получить назад уплаченные средства за минусом понесенных исполнителем расходов, которые он должен обосновать, — разъяснила Светлана Ткаченко. — Любые условия, которые ущемляют права потребителя, считаются ничтожными. К тому же, если речь идет о задатке, то по закону он оформляется отдельным соглашением в письменной форме. В противном случае платеж можно квалифицировать как аванс и вернуть.