Специальные выпуски
Для проверки — домой
Когда при покупке пылесоса я попросил, чтобы его проверили, продавец сказал, что услуга платная и стоит 500 руб. Законно ли это?
Роман Викторович
— Согласно действующему постановлению Правительства РФ, лицо, осуществляющее продажу технически сложных товаров бытового назначения, по требованию потребителя проверяет в его присутствии комплектность товара, наличие относящихся к нему технических или эксплуатационных документов, правильность цены. В законодательстве есть информация о том, что по требованию покупателя продавец должен провести проверку товара, но на каких условиях не указано, — сообщила Светлана Ткаченко. — Еще надо помнить о том, что если кассовый чек на товар, электронный или иной документ, подтверждающий его оплату, не содержит наименование товара, артикул или модель, то вместе с товаром потребителю по его требованию передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, а также наименование продавца, дата продажи и цена. При этом обязательна подпись того, кто осуществил продажу.
Также Светлана Станиславовна напомнила, что в соответствии со статьей 18 закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков в технически-сложном товаре покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо предъявить требование о его замене на аналогичный. Но только в течение пятнадцати дней со дня передачи ему такого товара.
Помимо этого, покупателям стоит знать, что крупногабаритный товар весом свыше 5 кг для ремонта, уценки или возврата доставляется в магазин силами и за счет продавца. Если же покупатель решит сделать это самостоятельно, прибегнув, например, к помощи такси, то он вправе потребовать компенсации понесенных расходов.
Знание закона помогло горожанке добиться от продавца оперативности действий.
Когда недавно купленная стиральная машинка перестала работать, ее хозяйка сразу обратилась в магазин, где приобрела товар. Она написала заявление и в ответ услышала, что мастер очень загружен, поэтому подъедет в течение двух недель. Женщину такой ответ не обрадовал, и она написала еще одно заявление, попросив на время ремонта предоставить ей в пользование аналогичный товар. Продавец сообщил, что сделать этого не может, а покупательница напомнила, что на выполнение этого требования закон отводит три дня, на четвертый начнется начисляться неустойка.
В результате «очень занятой» мастер появился на пороге квартиры уже на следующий день и отремонтировал необходимый в хозяйстве агрегат.
Включать в договор условия, ущемляющие права потребителей, теперь запрещено законом.
С 1 сентября в силу вступили поправки в статью 16 закона «О защите прав потребителей», и теперь сама статья звучит иначе: «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителей, запреты и обязанности, налагаемые на продавца, исполнителя, владельца агрегатора».
— Согласно ей такими недопустимыми условиями являются те, которые нарушают правила, установленные международными договорами РФ, законом «О защите прав потребителей», а также иными актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, — объяснил Алексей Кондратьев. — Закон устанавливает, что подобные условия являются ничтожными, и потребитель вправе предъявить требование о возмещении убытков, которые он понес из-за включения их в договор. И выполнить это требование продавец или исполнитель должны в течение 10 дней. В статье 15 пунктов, которые перечисляют самые распространенные «недопустимые условия». К таковым отнесено обсулавливание приобретения одних товаров или услуг другими, исключение или ограничение ответственности продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств, выполнение дополнительных платных работ или услуг без согласия потребителя и другие.
Один из самых распространенных примеров, это когда в договор на выполнение работ (например, изготовление мебели) включается пункт, согласно которому неустойка в случае нарушение сроков составляет 0,1 процента от стоимости работ. Но в законе указано, что за непунктуальность исполнитель должен платить по 3 процента за каждый день просрочки. Иное условие — нарушение закона.
Предсезонные нюансы
— В начале лета купила сыну-дошколенку осенние ботиночки. Когда была непогода, один раз их надели и вечером увидели, что подошва в одном месте отошла. Обратилась к продавцу, так как гарантия шесть месяцев, но в магазине мне заявили, что товар сезонный, и гарантия действует с наступлением сезона. Неужели это правда, и что теперь делать?
Катерина В.
— Законом Хабаровского края установлен календарь сезонности для всего региона, в том числе для Хабаровска, — уточнил Алексей Кондратьев. — Согласно ему в нашем городе осенний сезон начинается с 25 сентября и длится до 9 ноября. По закону гарантийный срок на сезонный товар начинает действовать с момента наступления соответствующего сезона. Если покупатель начал эксплуатировать такой товар раньше и в нем проявился недостаток, то он вправе предъявить претензию, но при условии, что сам докажет производственный характер дефекта. Если экспертиза выдаст утвердительное заключение, то продавец должен будет выполнить требование, которое выдвинет потребитель (ремонт, замена, снижение цены или возврат денег). После 25 сентября начнет действовать гарантийный срок, и устанавливать причину недостатка придется уже продавцу.
Надо выдвигать требование в заявлении и передавать его исполнителю, потому что переписка в ватсап не даст желаемого результата.
В этом убедилась хабаровчанка, которая вот уже три месяца не может получить свои шторы, переписываясь с руководителем предприятия в социальной сети. Портьеры Оксана Р. заказала в одном из ателье. Вместе с мастером выбрали ткань и фасон, после чего женщина внесла предоплату (почти 60 процентов от стоимости заказа). Готовое изделие ателье обязывалось передать ей в начале мая, но не сделало этого до сих пор.
Связь с исполнителем горожанка поддерживала через ватсап: там она выдвигала свои претензии и там же получала ответы, которые сводились к одному: надо подождать.
Терпение иссякло в конце августа, и женщина обратилась в городской сектор по защите прав потребителей, где ей сразу посоветовали начать с заявления.
— При нарушении сроков, указанных в договоре, заказчик вправе установить новые или отказаться от договора и потребовать назад аванс, — отметила Марина Гатина. — Если же требование потребителя не будет удовлетворено в установленные законом сроки, то у него появляется право требовать выплаты неустойки в размере 3 процентов от стоимости услуги. Если же и здесь последует отказ, то заказчик вправе подать в суд. В случае, когда дело доходит до официального разбирательства, потребитель вправе требовать компенсацию не только материального, но и морального ущерба. Помимо этого, ответчик должна будет выплатить штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной в пользу заявителя.
Отвечает продавец
Без холодильника и денег остался покупатель, потому что вышедший из строя агрегат сразу отвез в сервис.
Как разъяснили в городском секторе по защите прав потребителей, в случае, когда в период действия гарантийного срока технически сложный товар ломается, покупатель по закону вправе обратиться к изготовителю, продавцу или в сервисный центр. В данном случае мужчина передал холодильник в сервис, где ему выписали квитанцию, указав, что срок ремонта 45 суток. Но спустя полтора месяца оказалось, что агрегат по-прежнему неисправен, потому что нет необходимых для ремонт запчастей. Возмущенный покупатель написал заявление с требованием вернуть деньги, но ему ответили, что сделать этого не могут, так как они его не продавали. Мужчина обратился в магазин, где купил холодильник, и тоже написал такое же заявление, но там объяснили, что им нужен товар для проведения проверки качества
— Чтобы не оказаться в подобной ситуации, мы советуем по поводу возникших в товаре недостатков с любым требованием (ремонт, обмен, возврат) обращаться в магазин, писать заявление и оставлять товар там, — уточнила Светлана Ткаченко. — И если в процессе ремонта возникнут вопросы, в том числе возврата денег в случае нарушения сроков ремонта, то решать вы их будете непосредственно с продавцом.
Просмотрел — поплатился
Сквозную трещину на стекле циферблата новых наручных часов Вадим П. заметил только дома, но вернуть в магазин не смог.
Фирменные дорогие часы мужчина купил себе сам в качестве подарка ко дню рождения. Он о них давно мечтал, копил деньги, и вот желанная обновка на запястье. Но лишь вечером во время примерки он увидел сквозную трещину с одного края циферблата.
— Я часы не ронял, не ударял, поэтому по моей вине она появиться не могла, — уверен Вадим.
Но в магазине, куда он пришел уже на следующее утро, ему отказали, заявив, что это не производственный недостаток, а механический дефект.
— В подобной ситуации очень сложно выяснить, кто прав, а кто виноват, потому что экспертиза может установить причину трещины, а вот когда она возникла, выяснить весьма проблематично, — прокомментировал Алексей Кондратьев. — Поэтому мы напоминаем покупателям о необходимости внимательно осматривать товар при покупке, проверяя его целостность, комплектацию и так далее.