Ваше здоровье
logo

Специальные выпуски

Ваше здоровье

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и TOGULIFE.


Пережить и не свариться

Жара на прошлой неделе побила хабаровский рекорд за последние 15 лет. В июле синоптики ожидают если не повтора, то близких температур. А медики просят не забывать, что зной и духота пагубно влияют на наше здоровье.

— Мы отметили увеличение пострадавших в ДТП, — рассказали в Хабаровском территориальном центре медицины катастроф. — Причиной стала в том числе и жаркая погода: высокая температура снижает внимательность и осторожность. Кроме того, участились критические состояния при сердечно-сосудистых заболеваниях — нас чаще вызывали из-за инфарктов.

К пострадавшим именно от высоких температур много выезжали и бригады скорой помощи.

— Причем тепловые удары встречаются и у молодых, — отметили на центральной городской подстанции. — На такие вызовы выезжаем очень быстро. Первым делом снимаем ЭКГ, чтобы исключить сердечно-сосудистую патологию.

Их рекомендации просты: не забывать про головной убор, переносить любые физнагрузки на утро и вечер, пить воду и стараться не попадать на раскаленные улицы с 12 до 16 часов, когда солнце особенно активно. А если пришлось, то немедленно уходить в тень: часто от перегрева можно спастись, избегая солнцепека. Но, конечно, не все так просто.

Что такое «душно»

Опасности хабаровского лета — не только жара, но и влажность воздуха. Например, показатели в +28…+30°С нормально переносятся, если она меньше 50%. Если больше 60%, то почувствовать себя неважно можно уже при +25°С, а если 80% — то и вовсе при +20°С.

Все из-за терморегуляции: «сырой» воздух не дает организму нормально испарять влагу, то есть потеть. А ведь это основной механизм охлаждения нашего тела.

Худшее, что тут можно сделать, — надеть на себя синтетику темных цветов. Специалисты в один голос утверждают: одежда должна быть светлой, натуральной и не облегающей.

— Подойдут такие ткани, как хлопок, вискоза, лен и так далее, — советует профессор кафедры гигиены Пироговского университета Наталья Шеина. — Они гигиеничны, пропускают и пот и воздух.

С ней соглашается хабаровский врач-невролог Александра Широкова:

— Почему не надо выбирать темные цвета? Потому что они быстрее нагреваются. Светлые тона, свободная одежда, которая продувается. Женщины сейчас немножко поплачут, потому что все природное и натуральное катастрофически мнется. Да, льняные брюки, которые вы гладили пол-утра, превратятся непонятно во что, но зато они позволят воздуху циркулировать вокруг тела.

Неужели нет никаких компромиссов? Специалисты говорят, есть: уже высчитана доля синтетики, которая позволяет коже свободно дышать в наряде. Она не должна превышать 25%.

Солнечно? Возьмите зонт!

А еще кроме жары и духоты есть солнечная радиация. И от нее тоже ничего хорошего не жди.

— Она провоцирует появление болезненных покраснений, ожогов, воспаление слизистых оболочек глаз или в дальнейшем даже рак кожи, — перечисляет Наталья Шеина.

Именно поэтому головной убор под солнцем — это аксиома и для взрослых, и особенно для детей. Не идет шляпа? Возьмите кепку. Не идет кепка? Возьмите зонт. Он защищает от солнечной радиации так же эффективно, как от дождя.

— Также следует носить cолнцезащитные очки с учетом особенностей зрения и применять специальные солнцезащитные кремы, — добавляет Наталья Ивановна.

Она подчеркивает, что особенно к этим рекомендациям нужно прислушаться тем, кто, наоборот, любит жару и сбегает загорать даже с работы:

— Длительные солнечные ванны без подготовки — это совершенно неправильное поведение. Время должно увеличиваться постепенно: cначала несколько минут, потом десять, чуть больше и так далее.

В среднем безопасное время загорания для большинства из нас составляет 15—30 минут в день либо утром, до 10—11 часов, либо вечером после 16 часов. Дольше можно «поджариваться» только от природы смуглым людям.

Выбирать солнцезащитный фактор у крема тоже нужно по внешности: чем светлее ваши кожа, волосы и глаза, тем он должен быть сильнее (максимальный — SPF 50, а вот SPF 10 подходит только смуглым).

Включи и отойди

Теперь о тех, кто переживает жару в помещении — чаще всего это офис. Тут тоже не все гладко: войны между «душно» и «дует» вечны. Однако врачи все-таки больше на стороне первых.

— Если мы говорим про санэпидемиологические нормы, то температура в рабочем помещении должна быть в пределах 22—23°С при нормальной влажности, — говорит Александра Широкова. 

В документах диапазон шире: от 22 до 24°C в холодное время года и от 23 до 25°C в теплое. Но при такой верхней границе вы уже рискуете столкнуться с негативными последствиями. Например, при +25°C среднестатистический организм не может нормально спать, что уж говорить про труд.

— Жара на рабочем месте — не просто дискомфорт, а серьезный риск для здоровья, — утверждает доцент Института клинической медицины Пироговского университета Дмитрий Карпенко. — Температура выше +28°C вызывает обезвоживание, перегрев и повышенную нагрузку на сердце, что может привести к обострению хронических болезней, тепловому удару и, естественно, резкому падению работоспособности. А еще к росту профессионального травматизма.

Если вы замечаете у себя снижение концентрации, сонливость и раздражительность, возможно, нужно просто включить кондиционер. Или это как раз вы страдаете от потоков прохладного воздуха? Тогда включите и сделайте небольшой перерыв в работе. В жару это полезно.

— Рекомендации о том, как вести ЗОЖ летом, можно найти в телеграм-канале «Социальный Хабаровск» и на странице «Здоровый Хабаровск», — отметили в городском отделе охраны здоровья. — Теперь она расположена на сайте khv27.ru в блоке управления социального развития.

Питьевой режим рассчитывается из пропорции 50 —100 мл жидкости на 1 кг массы тела в день. Лучше пить обычную или столовую минеральную воду, несладкие компоты и морсы комнатной температуры. И помните, что кофе обезвоживает.


Вернутся другими

форум1.jpg

VI Международный форум «Здоровый город» прошел в конце июня в ТОГУ.

К видеоконференции присоединились больше 100 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Приморья, Якутии, Самарской области, Перми и других городов. В зале собрались представители краевых и городских властей, руководители и специалисты медучреждений и хабаровских предприятий.

Особое внимание уделили вопросам реабилитации участников СВО и помощи их семьям. Причем говорили не только о физическом, но и о психологическом восстановлении.

Так, с декабря 2024-го по май 2025 года в физиотерапевтическом отделении краевой больницы им. Сергеева прошли медицинскую реабилитацию больше 300 бойцов. Больше всего, 25%, поступили с огнестрельными ранениями, 23% — с переломами конечностей, 14% — с ампутациями, по 13% — с минно-взрывными ранениями и нарушениями подвижности суставов.

— Возвращение военнослужащих в строй и в жизнь — одна из наиболее важных проблем и задач в системе медицинского обеспечения войск, — отметил инструктор-методист отделения лечебной физкультуры военного клинического госпиталя № 301 Владимир Шахов. — Физическая реабилитация включает лечебную физкультуру, использование роботехнических тренажеров, комплексов виртуальной реальности, физиотерапию, массаж. Все это направлено на уменьшение болевых эффектов, улучшение кровообращения, восстановление подвижности, а также подготовку к протезированию.

Основные цели психологической реабилитации — восстановление психоэмоционального состояния участников боев, их социальная адаптация и улучшение качества жизни.

— Участники СВО сталкиваются с тяжелыми травмами потери товарищей, нарушением привычного образа жизни, глубокой личностной дезорганизацией, — перечислил Владимир Александрович. — Больше трех лет мы помогаем пациентам справиться с симптомами психологической дезадаптации.

Он подчеркнул, что за это время процент бойцов без подобных признаков вырос с 36,9 до 45,1, уровень стрессовых реакций снизился с 28,2 до 22%. Но, к сожалению, у каждого седьмого пациента уровень психических расстройств признается патологическим.

Вице-президент Дальневосточной палаты медиаторов и волонтер-психолог Ольга Блажкевич подчеркнула, что семьям тоже нужно быть готовыми к возвращению участников СВО домой. А задача специалистов — сопровождать их.

— Каждый пятый участник боевых действий при отсутствии каких-либо физических повреждений страдает нервным психическим расстройством, и среди раненых и получивших увечья — каждый третий, — привела она данные статистики. — Другие последствия начинают проявляться спустя несколько месяцев после возвращения. Это различные психосоматические заболевания, страх, демонстративность поведения, агрессивность и подозрительность, конфликтность в семье, порой злоупотребление алкоголем и наркотиками.

Что с ними делать?

— Нужна комплексная работа и по оказанию психологической помощи как участникам СВО, так и членам их семей, — уверена Ольга Ярославна. — Это диагностика психоэмоционального состояния, индивидуальное, семейное и групповое консультирование, обучение навыкам саморегуляции и снятия напряжения, аутотренингам, дыхательным техникам и т.д.

Кроме того, семьи участников СВО важно подготовить к встрече с близким человеком, который стал другим, научить справляться с изменениями в его поведении, гневом, агрессией и замкнутостью и объяснить, как при этом помочь себе.

— Достаточно продуктивны здесь разработанные нами тренинги по психологической безопасности и техники саморегуляции, которые мы применяем с 2022 года, — отметила специалистка. — Акцент надо делать в первую очередь на психологической помощи семье. Это вызовет доверие и у самого участника, поможет ему обратиться к специалисту.

Также она отметила значимость согласованной работы психологов и властей, необходимость четкого алгоритма действий в кризисных ситуациях и обязательной супервизии для специалистов этой сферы.

— Всем нам предстоит большая работа, — заключил заместитель мэра Хабаровска по социальным вопросам Антон Ярошенко. — Следить, чтобы не было конфликтов, оказывать поддержку, проявлять уважение к участникам СВО. Надеюсь, что в скором времени правительство края объединит нас, чтобы мы могли делать ее сообща.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)