Темы номера
Ученые заявили о серьезном приближении к разгадке тайны природы: где и когда будет землетрясение и как предотвратить его губительные последствия.
Этим двум событиям суждено стоять рядом. В Южно-Сахалинске состоялось международное совещание по изучению предвестников землетрясений. Наиболее актуальные проблемы их прогнозирования обсудили ученые России, Японии, Китая и стран Евросоюза.
Следом в Дальневосточном государственном университете путей сообщения прошел международный российско-японский научно-технический семинар. Ученые двух стран анализировали современные возможности строительства зданий и сооружений в холодных и сейсмоопасных регионах Дальнего Востока.
Почему волнуется земля?
Актуальность подобных встреч трудно переоценить. Дальний Восток России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона находятся в зоне высокой вероятности землетрясений и техногенных катастроф. Международный опыт может помочь спасти миллионы жизней.
Чего мы хотим от ученых, работающих в области сейсмичности? Точных прогнозов. В этом отношении перед участниками международного совещания в Южно-Сахалинске впору снять шляпу. Сделано невозможное. Обсуждая проблемы прогнозирования, ученые заявили о серьезном приближении к разгадке великой тайны природы: где и когда можно ожидать беду. Впервые в мировой истории предпринята попытка суммировать международный опыт и разработать уникальный проект прогноза сейсмической активности. На коне был руководитель-координатор международного проекта итальянский профессор Валерио Тормутолли. В течение года его команде удалось спрогнозировать сейсмические события в Греции, на Курильских островах и Камчатке.
А наши ученые покопались в трудах академика Вернадского и нашли «клад». Оказалось, процессы, предваряющие сейсмическую активность, продолжаются и выше поверхности Земли, распространяясь на атмосферу, ионосферу и даже магнитосферу. События в земной коре будоражат все окружающее нас воздушное и космическое пространство. На этой основе группа ученых из разных стран и создала уникальный проект прогнозирования землетрясений.
На языке родных осин все звучит примерно так. Зарождаясь землетрясение охватывает огромные площади. Сейсмические события начинают проявлять характер за несколько суток до подземных толчков. Вдумайтесь, несколько спасительных суток! Еще один шаг ученых — и это драгоценное время будет у человечества! Люди услышат опасность до того, как грянет подземный гул. А это, согласитесь, дорогого стоит.
Запас прочности
Одни ученые ломают голову как предсказать стихию, другие — как свести на нет ее риски. В этом отношении международный российско-японский научно-технический семинар в Дальневосточном государственном университете путей сообщения был чрезвычайно актуальным. Идею такого обмена опытом и общения поддержали очень солидные организации.
В числе организаторов Научно-исследовательский институт строительства в холодных регионах (Саппоро, Япония). Его сотрудники делились результатами исследований, внедрением строительных технологий для регионов с суровым, холодным и снежным климатом. Деятельность этого учреждения включает в себя продвижение проектов управления реками, дорогами, портами, сельским хозяйством и рыболовством. Японский опыт гражданского строительства в суровых условиях заинтересовал россиян.
Среди организаторов семинара также министерство строительства края, Дальневосточная железная дорога, Дальневосточный федеральный университет, Межрегиональная дирекция по дорожному строительству и другие организации.
Буйство природы не оставляет равнодушным никого. Представьте, к сейсмоопасным районам, характеризующимся интенсивностью сотрясений 7 и более баллов, относится три четверти территории края. Это свыше 70 населенных пунктов. 17 из них попадают в зону 8 баллов. Более того, в крае дефицит сейсмостойкости до 2 баллов имеют жилые дома общей площадью 1 500 тыс. кв. м. По прогнозам, в ДФО возможны землетрясения с магнитудой 7—8 баллов, особенно на юге Камчатки. Угроза растет. По данным МЧС, с начала текущего года зафиксировано 424 сейсмособытия, в то время как за 10 месяцев 2011 года их было 366. Из 4 тысяч обследованных домов 42% не подлежат никакому усилению.
Почему так получилось? Вся беда в том, что до середины 80-х годов прошлого века строительство велось в расчете на 6 баллов. Но природа распорядилась по-своему. Сегодня надо создавать новый запас прочности, превышающий прежний на 2—3 балла. Этой проблеме и был посвящен разговор с соседями.
Беда не знает границ
Профессионалы щедро делились опытом. Доктор Фумио Тагучи (Япония) раскрыл, каким образом происходит комплексное армирование бетонных конструкций полимерной сеткой с усилением их арамидным волокном и спирт-поливиниловым фибробетоном. Доктор Ёшихико Ито сосредоточил внимание участников на геологических проблемах при строительстве тоннелей на Хоккайдо. Доктор Такаюки Адачи привел примеры катастрофических разрушений откосов дорожных сооружений. Японские ученые также назвали защитные мероприятия, применяемые на Хоккайдо при строительстве дорог на торфяниках.
Разоткровенничались и наши ученые. Шла речь о строительстве объектов с использованием геосинтетических материалов в холодных и сейсмоопасных регионах Дальнего Востока, о подводных камнях сейсмичности при проектировании магистрального газопровода, о мониторинге геологической среды при эксплуатации транспортных сооружений в сейсмоопасных районах. Сегодня на смену старым методам приходят новые технологии. К примеру, усиление железобетонных конструкций углеродным волокном.
Японцы идут на беспрецедентые контакты. Стремительно развивается сотрудничество хабаровчан с инженерно-строительными институтами Страны восходящего солнца. Сотрудничество подвигло ученых-земляков на приобретение новейшего сейсмооборудования.
Похоже, все осознали опасность. Кандидат геолого-минералогических наук, доцент Дальневосточного государственного университета путей сообщения Дмитрий Малеев уточняет исходную сейсмичность при проектировании магистрального газопровода. Этот опыт его команда вынесла на своих плечах.
Ученые бьются за грань точности, строители возводят объекты по верхней планке безопасности.
— В Хабаровске делается все возможное, чтобы сейсмическая безопасность населения была надежно обеспечена, — говорит начальник отдела департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Юрий Колосов. — При проектировании зданий и сооружений расчетная сейсмическая нагрузка применяется с запасом. Она равна 7 баллам.
А что касается прогноза землетрясений, опыт накапливается стремительно. Мир ждет прорыва. Тот, кто первым назовет дату и силу опасного волнения земной коры, получит, по всей видимости, не только самые высокие награды, но и признание благодарного человечества.
Петр МАЗУР
На снимках: карта сейсмичности Дальнего Востока;
так японцы испытывают сейсмостойкость домов.