Темы номера
Хабаровчане настойчиво пробивают дорогу к зарубежным рынкам, особенно азиатским, характерным беспрецедентной «глубиной» — 50 триллионов долларов.
Дальний Восток становится пилотным регионом в создании новой индустрии, которая должна быть конкурентоспособной на международной арене, инновационной, эффективной в объемах, способной создавать новые рабочие места. Сырьевая зависимость уходит на второй план. С помощью финансовых институтов усиливается роль промышленности.
Российские производители взялись осваивать новые иностранные рынки. К примеру, за рубеж продано компьютерных программ на 5 млрд долл. Это лишь вдвое меньше, чем оружия. Страна стала крупнейшим экспортером пшеницы. В прошлом году собран рекордный урожай зерновых — 119 млн тонн. Экспортная доля — всего 40 млн тонн. Так что сами с хлебом, и делиться есть чем.
Бревно в глазу
Растет стремление наращивать экспорт у хабаровских производителей. Рубль поднял активность лесного бизнеса. Для города это важно, поскольку ряд крупных предприятий отрасли зарегистрированы в Хабаровске. Если говорить о данном сегменте экономики, мы теперь другие. Ушло время, когда заграница «проглатывала» дальневосточный лес-кругляк, создавая у себя добавочную стоимость и новые рабочие места. На экспорт теперь идут продукты глубокой переработки: шпон, плита, материалы… Доля лесного комплекса в совокупной выручке предприятий края 6 процентов, по стране — 4.
В прошлом году обнулены пошлины на вывоз лесопродукции. 25 процентов платежей остались у деревопереработчиков, дальневосточная древесина вернулась на рынки АТР и стала более конкурентоспособной. В январе текущего года пограничные переходы Дальневосточной магистрали зафиксировали вывоз внешнеторговых грузов на 22,7 процента больше, чем в январе прошлого года. Сформированы федеральные механизмы, стимулирующие предприятия Дальнего Востока к созданию мощностей низкосортной древесины, на которую приходится от 30 до 50 процентов объемов лесозаготовок.
Развивая лесной экспорт, предупреждают специалисты в лице академика РАН Виктора Ивантера, важно предусмотреть возможные барьеры на его пути. Во-первых, дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса будет происходить в условиях ограниченного государственного финансирования. Понадобятся серьезные усилия по привлечению инвестиций из внебюджетных источников. Во-вторых, Китай, Малайзия, Япония и Индонезия внедрили программы по плантационному выращиванию. К 2020—2025 годам зарубежные закупки дальневосточной круглой древесины могут резко упасть. В-третьих, придется форсировать внутреннее потребление продукции из дерева, строить теплые семейные дома по доступной цене. Не дело, когда кубометр древесины в Подмосковье стоит 5 тыс. руб., а в Хабаровске — 9 тыс.
Куда пробиваем дорогу
Обнуление ставок вывозной пошлины оживило экспорт мороженой рыбы.
Интересно, куда пробивают дорогу хабаровские товары? Наиболее благоприятными для нас оказались рынки Китая, Ирана и Вьетнама. Рынок Евросоюза остается сложным. В экспортной практике много «крючков», связанных с сертификацией продукции.
Несмотря на высокую поддержку, проблем на экспортном пути немало. Две сотни предприятий-экспортеров на весь край — явно маловато. Связи с заграницей налаживают крупные компании. Как заметил директор Центра поддержки и развития экспорта края Иван Суханов, большим резервом остаются возможности средних и малых предприятий. Пока «малыши» поставляют на экспорт БАДы на основе пантов оленей, мед, дикоросы, удобрения.
Иван Анатольевич заметил о расширении экспортных возможностей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Теперь у них есть право отправлять небольшие партии товаров за границу без таможенной декларации, в упрощенном режиме.
Экспорт — дело тонкое
Есть и другие интересные примеры. Один из них связан с хабаровской компанией, освоившей производство чрезвычайно эффективных кормов для животноводства. Китайцы оценили проект и просят продать бизнес. Словом, в городе немало компаний, продукция которых заслуживает выхода на рынки АТР. Что касается Китая, довольно плодотворно работает международный комитет Хабаровска и Харбина. Это поддержка в поиске партнеров и своего рода защита отечественного предпринимателя.
Случалось, известная дома компания выходит на рынок Китая и встречается с шокирующей ситуацией. Ее марка официально зарегистрирована на шустрого китайца. Словом, экспорт — дело тонкое, важно найти нишу и уметь защитить не только свой бизнес, но и авторитет города, края, страны. Хабаровские компании пробиваются с поставками соленой рыбы в Китай, удобрений — в Корею, мороженного — в Японию, мясопродукции — во Вьетнам и т.д. А крупные предприятия города довольно устойчивы в экспортном потоке. Это прежде всего «Дальэнергомаш», чье энергетическое оборудование поставляется в Европу. Солидный объем продукции отправил в Республику Корею Хабаровский ликеро-водочный завод. В США идут охотничьи патроны, в Германию — пушнина. Давно и результативно работает на экспортном направлении «Дальхимфарм». Лекарственные средства хабаровской марки поступают на рынки США, Японии, Монголии. Экспорт становится лучшим показателем создания новой индустрии, отвечающей вызовам ХХI века.
В чем сила набирающего обороты хабаровского экспорта? У города нет полезных ископаемых, но есть вера и надежда на ум, энергию, опыт профессионалов и трудолюбие земляков.
Кстати
Для экспорта хабаровской продукции сегодня наиболее благоприятны рынки Китая, Ирана и Вьетнама. Большой и важный рынок Евросоюза для нас пока остается сложным.
Петр МАЗУР