Герои в тени
logo

Темы номера

Герои в тени

Александр ИОКША-ПОСОХОВ, фото автора

Они устанавливают причины смертей и помогают правоохранительным органам выходить на след преступников.

Судебно-медицинские эксперты настоящие малоизвестные герои. Это врачи, организующие и проводящие экспертизу при криминальных смертях, травмах, ЧС и в случаях насилия.

Все экспертные учреждения России, которые относятся к системе МВД, Следственному комитету, Министерству юстиции, в год делают порядка 800 тысяч экспертиз. В то время как судебные медики в год выполняют от трех с половиной до четырех миллионов экспертиз. И это притом что всего в нашей стране двенадцать с половиной тысяч медиков, работающих в бюро.

— Мы выполняем важные задачи и служим обществу, но о нас мало кто знает. Для многих обывателей опыт и информация наших специалистов как холодный душ, от которого вздрагиваешь. Наша работа мало кому ведома, и слава богу. Потому что, когда такие службы выходят из серой зоны, значит, пришла беда. Это хорошо, когда нас не видно, — сказал начальник краевого бюро судебно-медицинской экспертизы Анатолий Нестеров.

Однако судмедэксперт — это еще и публичная работа, ведь врачам приходится выступать в судах, на допросах с сопровождением следственных показов и процессуальных действий.

— Это серьезная профессия, поскольку каждый врач, выдавая заключение, предупрежден об ответственности согласно ст. 307 Уголовного кодекса заведомо ложное заключение эксперта, — дополнил спикер.

Сериалы — ложь, но вдохновляют

Многие молодые люди стремятся попасть в профессию вдохновившись российскими сериалами о следователях, однако на старших курсах сталкиваются с кризисом из-за знакомства с реалиями судмедэкспертизы.

— К нам на профориентацию приводят школьников и студентов медицинских колледжей. Они уверены в своих представлениях о судмедэкспертизе, но их знания основаны на сериалах и фильмах. Некоторые из них с горящими глазами рассказывают, как они хотели бы раскрывать преступления. У нас это, конечно, вызывает только улыбки, — поделился Анатолий Нестеров.

Судебные медики подчиняются Министерству здравоохранения и работают в специализированных бюро, а не в полицейских участках. Исследования, которые они проводят, сложные и требуют времени, а в сериалах все решается за 20 минут одной серии. Более того, решения судебной экспертизы не всегда становятся главными доказательствами для суда.

Однако правда то, что следователи не смогут собрать необходимую доказательную базу без судмедэкспертов. Для установления причины смерти, тяжести вреда здоровью человека проведение экспертизы обязательно. Помимо этого, врачи оценивают психическое и физическое состояние человека, наличие у него заболеваний, которые могут повлиять на совершение преступления.

— Без нашего участия следователь не может сформировать уголовное дело, а также высказать ту или иную следственную версию событий преступления. Востребованы все направления нашей деятельности, поскольку объектами судебно-медицинской экспертизы являются тела людей, вещественные доказательства, на которых имеются какие-либо биологические следы, а также материалы уголовных, гражданских дел, медицинские документы. Перечень специальных методов исследования очень широк.

В поисках истины

Анатолий Нестеров также поделился спорным случаем из практики. В результате бытового конфликта один человек толкает другого и, поскользнувшись, тот падает на пол. Пострадавший вскоре скончался. Следственные органы обязаны установить, было ли это преступлением. Возбуждается уголовное дело, и подозреваемого задерживают. Тело погибшего доставляется на исследование, от результатов которого зависит судьба человека.

— Иногда экспертиза помогает доказать непреднамеренность убийства. В этом случае во время вскрытия обнаружились сосудистые мальформации, которые при стрессе и ударе могут привести к кровоизлиянию в мозг. Хотя конфликт и удар очевидны, обстоятельства позволили переквалифицировать преступление, — отметил он.

Каждый достоин имени

Сотрудники бюро, с началом СВО, оказывали судебно-медицинское сопровождение правоохранительных органов. За это время было 20 выездов в Херсонскую область. Так как военных экспертов не хватает, то привлекают гражданских, — рассказал Анатолий Нестеров.

В городе Ростове-на-Дону расположена военная судебно-медицинская лаборатория, куда свозят всех погибших. Перед судмедэкспертами стоит задача идентификации личности.

— В сложных случаях тела направляются на генетическое исследование. В Хабаровском крае такой лаборатории нет, в этом направлении помощь оказать не можем, но хотели бы, — отмечает Анатолий Нестеров. — У каждого героя должны быть фамилия, имя и отчество. За каждым воином стоят родственники. Для людей узнать, что случилось с их близкими, большое облегчение.

Также Анатолий Нестеров отметил что городская дума в 2013 году приняла решение о безвозмездной передаче помещения в 107 квадратных метров Краевому бюро судебно-медицинской экспертизы. Сейчас в нем организован отдел, занимающийся судебно-медицинскими экспертизами живых лиц по делам, связанным с причинением вреда здоровью.

— Я выражаю благодарность думе за предоставленное помещение. У нас был дефицит рабочего пространства. и благодаря этому решению мы могли эффективнее организовать работу бюро, — отметил Анатолий Нестеров.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)