Темы номера
Об улучшении результатов по точным наукам и проблемах с русским языком, внедрении искусственного интеллекта и падении интереса детей к чтению, профориентации и перегрузке учителей говорили на ежегодной городской августовской педконференции.
Подвести итоги прошлого учебного года и поставить задачи на будущий в ГДК собрались около 650 педагогов, руководителей образовательных учреждений и экспертов.
Обучение на баннерах
Начинать школьную осень с нововведений — это, похоже, уже сложившаяся в стране традиция, которую и в этот раз никто не нарушил: общеобразовательным учреждениям утвердили единое предметное содержание и сократили объем проверочных и контрольных работ.
— Программы теперь синхронизированы с основным и единым государственными экзаменами, а также дополнены поурочным планированием, — подчеркнула на пленарном заседании начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — При этом школы обязаны сохранять гибкость в использовании резервных часов и распределении оценочных процедур. И важно помнить, что теперь их объем сокращен до 10 процентов от общего учебного времени с целью сохранить психологическое здоровье детей и оптимизировать рабочее время. Это должно быть четко исполнимо и быть для всех единым требованием.
Второе новшество — программа по истории для 5—7-х классов. Этот предмет сейчас требует от хабаровских учителей особого внимания.
— Для педагогов и учащихся хабаровских школ это важно, так как показатели ЕГЭ и ОГЭ по истории ухудшились, — Татьяна Борисовна обозначила проблему и тут же предложила решение. — Сегодня полезно использовать нестандартные формы работы. История России будет всюду, если размещать на городских баннерах информацию о важных событиях и выдающихся личностях. Тогда она оживет на улицах, и это будет ненавязчивое обучение для всех хабаровчан.
Ради справедливости, городская система образования не только предлагает, но и действует. В этом году при поддержке мэра Хабаровска Сергея Кравчука школьники и педагоги создали собственную настольную игру «Великая Победа: события, люди». Все образовательные учреждения краевого центра ее уже получили, а после конференции новинка отправится и за его пределы: ее вручили гостям из Москвы, Якутии и Солнечного района, которые приехали делиться опытом.
Все точнее и точнее
В целом результаты ЕГЭ 2025 года специалистов удовлетворили. Они утверждают, что задания усложнились, стали более творческими и теперь заставляют ребят применять теорию в нестандартных условиях.
Тем не менее 17 выпускников в этом году достигли учебной вершины — получили 100 баллов на едином госэкзамене. Больше всего таких умниц — сразу четверо — выпустились из лицея «Ступени», по двое — из лицеев инновационных технологий и математического.
— Надо сказать, что в этом году у нас снова шесть стобалльников по химии, — отметила Татьяна Матвеенкова. — И это важный шаг к нашей цели — сделать естественно-научное образование сильной основой для будущих профессиональных успехов хабаровских учеников.
Отлично использовали ребята и так называемые президентские дни для пересдачи одного из экзаменов. Три выпускницы улучшили свои результаты по литературе до максимума, четверо добрали баллы до именной премии им. Гродекова (95 и выше) — всего таких ребят в 2025-м получилось 67. Десять человек улучшили баллы до медалей, еще двое повысили ее статус с серебряной на золотую — итого в краевом центре 372 медалиста.
— Самыми востребованными предметами по выбору стали профильная математика, биология и информатика, — добавила начальник управления. — Их лидирующие позиции говорят о возрождении интереса к точным наукам.
Сегодня все хабаровские школы соответствуют статусу «Школа Минпросвещения России»: 66 из 70 имеют высокий и средний уровень и только четыре — базовый.
Но у этих достижений есть и обратная сторона: хуже стали показатели по предметам социально-гуманитарного цикла, что отразилось и на числе стобалльников.
— Особое внимание хочется уделить результатам итоговой аттестации по русскому языку, — дополнила Татьяна Борисовна. — Полученные баллы должны отражать уровень знаний и коррелировать с отметками, которые ученик получает в школе. И тут, к сожалению, тенденция со знаком минус.
По ее словам, нельзя забывать, что дети стали меньше читать, а это не может не сказаться на уровне грамотности:
— Только в наших силах изменить ситуацию. Необходимо проанализировать библиотечные фонды, вернуть общешкольные литературные мероприятия. А приоритетной задачей считаю наше участие в федеральном проекте «Самая читающая школа России». Прием заявок уже открыт.
Где взять кадры
При этом нацеленность на повышение качества математического и естественно-научного образования никто не отменял: для этого есть даже комплексные планы до 2030 года.
— Доля учащихся, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, должна увеличиваться до 35 процентов, а доля учителей математики, физики, химии и биологии младше 35 лет — до 30 процентов, — уточнила Татьяна Матвеенкова.
Притом проблема нехватки педагогов по точным наукам в последнее время обострилась, и это общероссийская тенденция. Вопрос не только в кадровом оттоке, но и в возрасте работающих специалистов. Городская система образования решает вопрос с разных сторон: увеличивает число профильных классов, усиливает профориентационную работу, развивает наставничество «педагог — студент», проводит методические мероприятия.
— Не новость, что отрасль образования готовит для себя кадры сама, — сказала начальник ведомства. — Ежегодно мы заключаем минимум 100 договоров на целевое обучение. В этом году утвердили еще одну федеральную меру поддержки — студенты уже с третьего курса могут работать в школе, и это подспорье для внеурочных и дополнительных занятий.
Однако она подчеркнула, что есть и более срочная задача — уменьшить уже существующую нагрузку на педагогов:
— В муниципальных образовательных учреждениях она составляет 39 часов в неделю — выше краевого показателя на четыре часа. Что ведет к снижению удовлетворенности своей работой и профессиональному выгоранию. И с этим нам предстоит интенсивно работать.
— В 2025 году мы направили около 300 млн руб. из городского бюджета на модернизацию образовательных учреждений, — рассказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Это очень важно, ведь так мы делаем вклад в будущее города и страны.
В рамках педконференции из рук главы города, а также замминистра образования и науки края Евгении Матаржук, спикера городской думы Андрея Белоглазова и депутата краевой думы Констанина Юрова награды получили 58 лучших специалистов отрасли.