Темы номера
Еще ни один рейд по пресечению несанкционированной торговли не обошелся без проклятий и нецензурной брани в адрес проверяющих.
Причем матерят их, как ни странно, те, ради кого они и стараются, — горожане.
Кина не будет?
Подобные рейды — это всегда экшен, ругань и погони. За то они так и любимы журналистами — есть картинка. Главное только — не спугнуть «клиентов». Поэтому до сигнала пресса прячется подальше от места «приложения силы» — остановки общественного транспорта, куда, кстати, этот транспорт попадает с трудом: карман заставлен машинами торгашей, чтобы сподручнее было товар на прилавки таскать. С камерами и фотоаппаратами кучкуемся возле школьного базара на «ДК профсоюзов», чем вызываем смятение руководства ярмарки. Делегация проверяющих формируется по другую сторону парадного входа в ДК. Все в режиме секретности, чтобы нарушители не разбежались. Сигнал — выходим из засады, но противник оказался хитрее и отступил, оставив лишь прилавки из коробок, дверей, старых бочек и прочего хлама. Нелегальные торговцы, в принципе, непритязательный народ, они могут и просто на земле разложиться.
— Кто-то сдал, — возмущается Марина Перова, заместитель начальника отдела организации рынков и мелкой розницы управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации Хабаровска. — К сожалению, когда планируешь рейдовое мероприятие с большим количеством людей, есть опасность утечки информации. Их точно предупредили! И наш постоянный нарушитель, который торгует здесь рыбой, куда-то сбежал.
Бизнес с душком
Рыботорговец по фамилии Бутин (всегда уточняет, что он почти Путин, потому и запомнить легко) хорошо известен даже нам — на него всегда оформляют протоколы за несанкционированную торговлю. При этом у гражданина в шаговой доступности имеется киоск, но к коробкам на остановке он, видимо, прикипел душой и покидать их не собирается. Вот и сейчас наш старый знакомец наблюдает за происходящим, сидя на лавочке через дорогу. Он безмятежен и формально чист перед законом: рыба спрятана, а ежели проверяющие раздухарятся да оставленные им коробчонки повыкидывают, то и это не беда — подберет на помойке новые.
По санитарным нормам без специального холодильного оборудования продавать на 30-градусной жаре рыбу нельзя. На солнце она быстро тухнет. В чем ее везли сюда, как хранили, никто сказать не может, но тяжелый рыбный дух возле брошенных Бутиным прилавков говорит сам за себя. Нормальная рыбка так пахнуть не может.
— За 2—3 часа она портится, даже если они свежевыловленную поставили, — объясняет повышенный интерес проверяющих именно к этой точке Марина Павловна. — Настоятельно просим горожан не покупать в местах несанкционированной торговли такую продукцию. На территории города достаточно постоянно действующих ярмарок, ярмарок выходного дня, где можно купить хорошую рыбу, на которую есть документы у продавцов и сертификаты. Там можно быть уверенным в качестве, а тут легко отравиться. Опасной бывает и клубника — это скоропортящийся продукт. День она на солнцепеке, а куда вечером ее увозят? В какие-то гаражи или в машине оставляют на ночь.
В режиме выжидания
— Если эти сбежали, давайте других погоняем, — не теряет оптимизма пресса, и делегация движется вдоль киосков по бульвару. Здесь прямо на тротуаре выставлены ряды цыганской оптики и бижутерии. Померкло сверкание «золота» — его неспешно убрали в чемодан. Оптика не сдается до последнего.
— Сейчас я покушаю и уберу, — заверяет крупный мужчина с седой бородой. Ставит тарелку с пловом поверх коробок с очками. «Покушать» не дали, появление людей в форме заставило его нехотя сворачивать торговлю. Столы с очками нарушители подхватили, но унесли недалеко, явно ожидая окончания рейда.
— На сколько их хватит, как думаете? — интересуюсь у Марины Перовой.
— Ненадолго. Уйдем — и они опять все поставят, и Бутин рыбу вынесет. Вот если бы разрешили товар изымать и уничтожать, тогда был бы эффект. А так… Немного меньше стало несанкционированной торговли в городе, может, сработали наши рейды, а может, коронавирус сказался.
Штрафы — не беда
На трамвайной остановке «Центральный рынок» практически дом одежды. На ограждении развешаны платья, ветер треплет их за подолы и даже шлепает порой по проезжающим мимо машинам. Пыль летит с дороги, но это не мешает бойкой торговле. На коробках развал тряпок, которые с вожделением перебирают с десяток дам.
Торговка видит нашу делегацию и спешно направляется прочь от своего «салона». Отсутствие хозяйки не смущает покупательниц, особенно одну гражданку, решившую обернуть ситуацию в свою пользу — приглянувшуюся кофточку она попыталась быстро затолкать в пакет.
— Ку-уда?! — вырывает у нее из рук свой товар стремительно вернувшаяся бизнесвумен. — Плати давай!
— Видали? Все из-за вас, налетели тут, — неожиданно обвиняет прессу в своем фиаско гражданка, потирая зашибленную руку.
— Где вы еще такие брючки за 400 рублей найдете? — вопрошает у нас одна из покупательниц, демонстрируя вещицу. Ответ, что подобные есть сейчас в любом магазине да и на рынке тоже их валом, хабаровчанку не устроил.
— Такие незаконные точки город не украшают, — настаивают проверяющие и требуют прекратить торговлю. Это возмущает клиенток.
— Подумаешь, что у дороги и с коробок она торгует, зато одеться здесь можно за копейки, — митингует одна. — Кто скажет, что я плохо выгляжу? Вы только меня по телевизору не показывайте, чтобы на работе не узнали, где я покупаю. Считаю, что очень даже хорошо, что на улице можно брать и экономить.
— И нам нравится, — поддерживают ее другие.
Объяснения представителей администрации, что такая торговля незаконна, не находят нужного отзыва у дам. Одна из несостоявшихся покупательниц обматерила проверяющих и гордо удалилась.
— Население не приветствует, когда мы проводим такие проверки, — спокойно резюмирует Марина Перова. — Поэтому мы ходим с полицией и Росгвардией — агрессию часто проявляют нарушители, но и обычные граждане тоже могут повести себя неадекватно.
Хозяйка коробочного дома мод охотно сетует на камеру на маленькую пенсию, толкнувшую ее нарушать закон, чтобы выжить. Но эта песня настолько уже заезжена, что не верится. Эта женщина в числе хабаровских рекордсменов — за год она собирает до сорока протоколов, но и штрафы не повод бросать доходный бизнес, и дама каждый день снова выходит на улицу с коробками.
— На частное лицо по 29 статье Кодекса об административных правонарушениях штраф от 2 до 3 тыс. руб., повторное нарушение в течение года — от 3 до 5 тысяч, — озвучивает цифры Юлия Апульцина, главный специалист управления торговли, питания и бытового обслуживания городской администрации. — За прошлый год только управлением торговли были составлены 165 протоколов на нарушителей. Прибавьте к этому еще протоколы, которые каждую неделю выписывают районные комитеты. За ту неделю восемь рейдов прошло.
По статистике, примерно 70 процентов нарушителей оплачивают штрафы, остальные этим не заморачиваются.
Что думаете об этой проблеме вы, уважаемые читатели? Пишите нам: ул. Ким Ю Чена, 6, редакция газеты «Хабаровские вести».