Возрождение транспортного феникса
logo

Темы номера

Возрождение транспортного феникса

Анастасия ШУБИНА, фото автора

Десятки миллионов рублей направляет город на капитальный ремонт инфраструктуры электротранспорта.

Ни для кого не секрет, что сейчас муниципальное предприятие «ГЭТ» переживает непростые времена, когда приходится в сложных экономических условиях приводить в порядок имущество и привлекать новые водительские кадры. Только благодаря стараниям и упорству властей Хабаровска удалось в свое время сохранить социально значимое транспортное предприятие, хотя многие трамвайные и троллейбусные парки по стране были попросту ликвидированы. И это не могло не сказаться на сегодняшнем положении перевозчика.    

— Пока шла процедура банкротства предприятия ТТУ (с 2015 по 2024 год), мы не имели права проводить капитальные ремонты ни в помещениях, ни на объектах инфраструктуры — контактных сетях и трамвайные путях, — объяснил главный инженер МУП «ГЭТ», член общественного совета при министерстве транспорта Хабаровского края Сергей Потепнев. — В мае прошлого года этот непростой процесс, наконец, завершился, и имущество, которое все это время арендовали, перешло в собственность «ГЭТ».

Встает на железное крыло

Теперь предприятие при поддержке городской администрации постепенно возрождается, как птица феникс, ведь приходится буквально с нуля восстанавливать то, что долгое время не обновлялось. Так, за два последних года удалось отремонтировать около двух километров трамвайных путей.

— Реконструируем их локально, берем отдельные участки, которые находятся в самом неудовлетворительном состоянии, — продолжил рассказ Сергей Потепнев. — К примеру, проводили подсыпку грунта и меняли рельсы и шпалы на территории самого трамвайного депо, а также большой фронт работ выполнили на отрезке в границах остановок «Стадион «Нефтяник» и «Дальдизель».

Из-за того, что грунт там осел и трамвайные линии постоянно топило, не удавалось выпустить на маршрут № 5 новые вагоны.

— Совместно с городским управлением дорог и внешнего благоустройства в этом месте подняли путь и выправили его, — отметил главный инженер. — Теперь пассажиры этого направления добираются до мест назначения комфортно, в новых трамваях.

Сказать, что на восстановление инфраструктуры горэлектротранспорта требуются большие деньги, значит, не сказать ничего: ремонт только лишь четырех километров троллейбусных и трамвайных контактных сетей обошелся более чем в 100 млн. руб., из них 69 млн руб. по поручению мэра Хабаровска Сергея Кравчука выделила администрация города.

— Самим нам встать на крыло и справиться с такой финансовой нагрузкой не удалось бы, — подчеркнул директор МУП «ГЭТ» Дмитрий Зеленев. — Предприятие государственное, а значит, и услуги оказываем по регулируемым тарифам, установленным региональным правительством. Но затраты на содержание и обслуживание имущества, а также выплату заработной платы работникам значительно превышают доходы. В прошлом году убытки составили чуть более 50 млн руб.

Все в интересах пассажиров

DSC_0281.JPG

Однако о том, что муниципальный перевозчик должен плыть по течению и справляться с трудностями в одиночку, и речи не идет, напротив, регион и муниципалитет в тесном тандеме работают над развитием городского электротранспорта.

— С 2022 по 2024 год за счет средств федерального и городского бюджетов приобретено 34 новых современных троллейбуса с увеличенным автономным ходом и 11 трамваев, в текущем году закупили еще один, — подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — При содействии губернатора края Дмитрия Демешина продолжаем приобретать дополнительные машины, и благодаря этому удалось открыть новые троллейбусные маршруты № 4 и 9, которые решили проблему транспортной доступности в микрорайонах, слабо охваченных частными автобусными перевозками.

Город также оказывает поддержку и в реконструкции самого транспортного предприятия.

— В этом году из муниципального бюджета выделено около 20 млн руб. на капитальный ремонт кровель наших двух основных зданий — рассказал Сергей Потепнев. — В данный момент проводим техническое обследование сооружения трамвайного депо 1950 года постройки, которое уже практически в аварийном состоянии. Но мы все же надеемся его сохранить, поэтому уже сейчас совместно с министерством транспорта и администрацией города прикладываем все усилия, чтобы войти в нацпроект, в рамках которого могут быть выделены средства на реконструкцию этого исторически важного здания.

Какие кадры у руля

DSC_0188.JPG

Знаменитая фраза «Кадры решают все!», принадлежащая Генеральному секретарю ЦК КПСС Иосифу Сталину, сегодня особо актуальна для транспортной отрасли.

— Потребность в водителях у нас составляет 30 процентов от общего числа ставок, поэтому постоянно ведем работу по привлечению специалистов, — объяснил главный инженер МУП «ГЭТ». — В том числе и за счет того, что готовим их в своем учебном центре.

Коренной хабаровчанин Максим Кочергин решил стать водителем трамвая случайно.

— Собственно, в этом транспорте я и ехал, когда услышал по громкой связи, что городское предприятие ведет набор на курсы вагоновожатых, — рассказал молодой человек. — Приятно удивило, что обучение не просто бесплатное, но также оно предусматривает выплату стипендии. Для тех, кто получает профессию, созданы комфортные условия, к примеру, работает столовая с системой скидок.

Около полугода требуется на подготовку квалифицированного и грамотного водителя. Чуть больше двух месяцев курсанты осваивают теорию, остальное время отводится на практические занятия и стажировку. Прежде чем доверить новичку вести машину с пассажирами, он должен накатать не менее ста часов с пустым салоном.  

— Все педагоги у нас — ветераны отрасли, поэтому могут, что называется, на пальцах объяснить человеку, абсолютно ничего не знающему об электротехнике, как она устроена и как ею управлять, даже если у него вообще нет навыков вождения, — отметил преподаватель учебного центра МУП «ГЭТ» Денис Цуркан. — Наша задача также — научить будущих водителей трамваев и троллейбусов ориентироваться в городской среде, правильно реагировать на нештатные ситуации — аварии, конфликты между пассажирами и тому подобные.

С 2022 года учреждение подготовило более 70 водителей, но из них на предприятии закрепились чуть более 20 процентов.

— Не всех устраивают графики: утренние смены начинаются в шесть утра, а вечерние завершаются к полуночи, — объяснила такое положение дел заведующая учебным центом МУП «ГЭТ» Людмила Пахомова. — Бывают случаи, когда люди на «отлично» осваивают теорию и практику, а на дороге, попав в динамичную городскую среду, буквально впадают в ступор и не могут работать, хотя и очень бы хотели.

Сейчас МУП «ГЭТ», как и многие другие транспортники, сталкиваются со старением кадров.

— Молодежь практически к нам не идет, — констатировал директор Дмитрий Зеленев. — В основном устраиваются водители 40, а то и 50+.

Для решения кадровой проблемы по поручению мэра всем работникам экипажей горэлектротранспорта подняли зарплату на 18 процентов. При желании, если накатать как можно больше часов, управляя троллейбусом, можно получить до 100 тыс. руб. в месяц, трамваем — до 70 тыс. руб.    

— Как нацеливает нас президент России Владимир Путин, будем и дальше искать эффективные рычаги для развития транспортной системы, — резюмировал Сергей Кравчук. — В том числе в сфере кадровой политики, обновления подвижного состава, ремонта тяговых подстанций, рельсового полотна, контактной сети и дорог.   
Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)